Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

АКТИВНОСТЬ/ПАССИВНОСТЬ

АКТИВНОСТЬ/ПАССИВНОСТЬ (ACTIVE/PASSIVE)
В обычном употреблении — характери­стики поведения, указывающие на интенсив­ность физических усилий, направленных на достижение цели. В этом же смысле тер­мины употребляются и в психоанализе. Они используются также для указания но сте­пень психической активности, хотя чаще применяются как характеристика цели ин­стинктивного влечения. Цель активна, если субъект ищет объект, способный удовлетво­рить его (субъекта) агрессивные желания и потребности. Цель пассивна, если субъект стремится к тому, чтобы кто-то другой удов­летворил желания за его счет, то есть стре­мится стать объектом любви или агрессив­ного отношения. Такая характеристика инстинктивной цели не зависит от степени физических или психических усилий, направ­ленных на достижение активной или пассив­ной инстинктивной цели. Ток, индивид, чья цель пассивна, может прилагать значитель­ные усилия, чтобы соблазнить или спрово­цировать другого разрядить дериваты сво­их инстинктивных влечений на данного индивида. В этом смысле такой индивид ак­тивен. И активность, и пассивность могут рассматриваться в континууме "норма-па­тология'; то и другое выражает гамму же­ланий от стремления к реципрокному ак­тивному ответу до патологического желания стать объектом садистских воздействий. Реципрокность, в частности, очевидна при содомазохистских и эксгибиционистских/ вуайеристских интеракциях. При этом следует отличать активные цели и акты, способ­ствующие саморегуляции, реалистичности, познанию (они адаптивны), от агрессивных целей и актов, являющихся деструктивными.

Термин 'пассивность' используется так­же для описания неактивных телесных со­стояний, допускающих, однако, активность в психическом смысле. В младенчестве при внешней пассивности происходят весьма активные психические процессы, связанные, в частности, с развитием восприятия и фор­мированием памяти. Активность и пассив­ность, взаимодействуя, способствуют созре­ванию функций, регулируемых Я. В процессе нормального развития у ребенка все более активно проявляются те функции, которые ранее проявляли взрослые; постепенный переход от пассивности к активности оче­виден в сфере локомоции, питания, в разви­тии речи, контроля над импульсами. Посред­ством активного повторения в сновидениях, воспоминаниях, мыслях, фантазиях, аффектах, действиях того, что ранее переживалось пассивно (независимо от того, приятно это было или нет), Я старается овладеть внешней и внутренней стимуляцией, то есть продуци­ровать и контролировать причины и след­ствия. Полярность рассматриваемых поня­тий относится, таким образом, не только к инстинктивной направленности, но и к про­явлениям Я, играющим важную роль в обра­зовании защитных механизмов и структуры характера. Опыт пассивных переживаний в младенчестве может иметь решающее зна­чение для зарождающегося образа тело, а также для последующего развития 'высоты' порога активной борьбы в доэдиповой и эдиповой фазах и тем самым — для форми­рования характера.

Хотя активность нередко отождествля­лась с мужественностью, а пассивность с женственностью, ныне такие ассоциации рассматриваются как далеко не точные и лишь вводящие в заблуждение. Просто формы проявления этих черт у обоих полов могут быть разными. Так, физическая актив­ность, которую часто считают желательной у мальчиков, может побуждаться бессозна­тельным желанием получить пассивное либидинозное или агрессивное вознагражде­ние. Явная пассивность, ошибочно восприни­маемая как признак контроля импульсов, может на самом деле проистекать из за­щитного отказа от садистских или Мазохистских фантазий или побуждений. Поэтому для понимания клинического смысла актив­ности и пассивности необходимо знать бес­сознательные цели субъекта в связи с суще­ствующими но данный момент требования­ми и конфликтами Оно и Сверх-Я.

Донные термины используются также для описания структурных понятий — Оно, Я и Сверх-Я, — которые в разное время могут быть либо активными, либо пассивными по отношению друг к другу. Так, Я может вы­полнять активную роль по отношению к Оно, контролируя высвобождение инстинктивных влечений последнего. С другой стороны, подавленное инстинктивными влечениями, Я переживает разрядку пассивно. Такое ис­пользование терминов, однако, представляет собой известное упрощение и поэтому подвергается критике.

См. агрессия, мужественность/женствен­ность, содомазохизм. .


Данное понятие встречается в следующей литературе:

Brown, H. (1970) Psycholinquistics. New York: Free Press.
Fenichel, 0. (1945) The Psychoanalytic Theory of Neurosis New York: Norton.
Freud, A. (1965) Normality and Pathology in Childhood. New York: Int. Univ. Press.
Freud, S. (1915) Instincts and their vicissitudes. SE, 14.