Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ANALYTICAL PSYCHOLOGY)
Системо идей и практических приемов, связанных с теорией и работой Карла Гу­става Юнга (1875—1961). Работая в пси­хиатрической клинике Бургхёльцли (Швей­цария), Юнг стал большим приверженцем Фрейда, перечитав в 1903 году его Толко­вание сновидений". Юнг признал, что его предшествующие экспериментальные рабо­ты со словесными ассоциациями подтверж­дают открытия Фрейда в области вытесне­ния, однако он скептически относился к до­пущению о том, что вытесняется лишь сек­суальное. То, что было привнесено Юнгом в психоанализ на ранних этапах, было с восторгом принято Фрейдом и включено им в систему собственных представлений. Не­которое время Фрейд видел в Юнге сво­его наследника, способного возглавить пси­хоаналитическое движение после его смер­ти, но после пяти лет тесного сотрудниче­ства их позиции разошлись. Окончатель­ный раскол произошел в 1912 году, и Юнг основал собственное направление, назван­ное им аналитической психологией.

Дело жизни Юнга — попытка понять природу личности. Основу его теории со­ставило представление о взаимодействую­щих энергетических системах, потенциал которых при рождении не дифференциро­ван. В течение жизни эти возможности под влиянием внешних событий дифференциру­ются, трансформируясь в сознательный опыт индивида. Сознательное и бессозна­тельное, согласно Юнгу, представляют со­бой две динамические взаимодействующие области личности. Сознательная область состоит из двух структур: центрального Я, рассматриваемого как источник индивиду­ального чувства идентичности и непрерыв­ности во времени, и Персоны — индивиду­альной "публичной маски" или "лица, обращенного к миру". Персона состоит из ро­лей, установок и поведенческих проявлений, предъявляемых другим в ответ на требова­ния общества. Если акцент на Персоне осуществляется в ущерб бессознательным стремлениям, возникает психологический стресс.

Бессознательная область также разде­ляется на две части: личную и коллектив­ную. Личное бессознательное более повер­хностно и заключает в себе вытесненные переживания, которые никогда не были более чем смутно осознаваемыми или были слишком болезненными для того, чтобы во­обще осознаваться. Личное бессознатель­ное содержит также комплексы — упорядо­ченные вокруг аффективно заряженного ядра мысли, чувство, поступки и пережива­ния. Примеры — комплекс матери, эдипов комплекс и комплекс кастрации (последние два часто рассматриваются в психоанали­тической литературе). С точки зрения Юнга, личное бессознательное содержит не толь­ко сексуальные и мифические элементы, но и этические стандарты, что позднее было признано Фрейдом в его представлении о частично бессознательном Сверх-Я.

Понятие коллективного бессознательно­го Юнг использовал значительно шире и более последовательно, нежели Фрейд. Коллективное бессознательное, по мнению Юнга, распределено неким мистическим образом среди всего человечества. Оно содержит более глубокие, универсальные и первичные аспекты личности, и его энергия способна творить образы, независимые от сознательных переживаний. Здесь разме­щен "сырой" материал сновидений, фанта­зий и других форм креативного опыта — сходные по форме у всех людей, соотноси­мые с основной тематикой борьбы челове­ка: добро и зло, власть, вопросы пола, рож­дение и смерть. Образы коллективного бессознательного собраны Юнгом в про­тотипы или архетипы. Так, например, Анимус и Анимо представляют собой мужской и женский аспекты личности.

Для описания различных проявлений личности Юнг разработал концептуальную модель, основанную на двух базисных уста­новках — интроверсии и экстраверсии, а также четырех главных психических функци­ях — рациональной паре (мышление и чувство) и перцептивной паре (ощущение и интуиция). Эта схема позволила создать основанную на шестнадцати категориях типологию личности, быстро завоевавшую популярность в академических кругах.

В центре внимания Юнга — идея развития, но Юнг мало обращался к пробле­мам развития в раннем детстве. Вместо этого он разделил жизнь но два периода. В первой половине жизни происходит вы­бор и закрепление определенного места в окружающем мире, свершается выбор рода занятий, супруга или супруги, ценно­стей и интересов. Вторая половина связа­на с противостоянием и адаптацией к смерти. Жизнь последовательно и посту­пательно движется в направлении индивидуации— пожизненного процесса, в ходе которого человек становится 'психологи­ческим индивидом, то есть отдельной неде­лимостью или 'целостностью'" (Jung, 1961, р. 383). Индивидуация предполагает посто­янное давление но скрытые возможности личностных первичных структур с целью проявления их в сознании, а также в ослаб­лении врожденного напряжения путем при­мирения и уравновешения противополож­ностей. В идеале результатом индивидуации является спокойно функционирующий интегрированный индивид, способный к полной реализации личностного потенциа­ла. По мнению Юнга, индивидуация — уни­версальный человеческий процесс, но культурные институты, символы и внесознательные формы (такие, как религиозные систе­мы и ритуалы) были разработаны человече­ством для того, чтобы справляться с психо­логическими проблемами, возникающими в ходе этого процесса.

Читатель может легко убедиться, что те­оретические построения Фрейда и Юнга во многом переплетаются. Концепция интро­версии—экстраверсии, согласно которой либидо направляется внутрь либо вовне (в психоаналитической терминологии того периода), равно как и понятие комплекса, были разработаны Юнгом, когда он был связан с психоанализом, но позже он рас­ширил свои теоретические построения, разработав идею коллективного бессозна­тельного. Понятия Анимы и Анимуса, Пер­соны, архетипа и архетипических образов, Тени, равно кок и позднейшая типология, появились уже как часть аналитической психологии, но их связь с построениями Фрейда очевидна. Например, представле­ния об Аниме и Анимусе строились но ос­нове представлений Фрейда об универ­сальной бисексуальности.