Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ТЕРМИНЫ)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ТЕРМИНЫ)
Анима; Анимус (Anima; Animus)
Аналитическая психология (термины), предполагающие представленность одного пола в другом. Женский образ в мужчине Юнг назвал Анима (от лат. "душа"); мужс­кой образ в женщине — Анимус (от лат. "ум", "интеллект"). Хотя Анима и Анимус могут проявляться в виде человеческих образов, более точным было бы рассматривать их как архетипические паттерны. Анима, напри­мер, связана с воображением, фантазией и игрой; Анимус— с сосредоточенностью, властью, уважением. Таким образом, их можно рассматривать как противополож­ные способы восприятия, поведения и оцен­ки. Сейчас принято считать, что нельзя свя­зывать эти понятия с половыми различиями, однако то, что "контрасексуальные" образы (противоположные полу данного индивида) возникают в сновидениях и т.п., предпола­гает символический процесс: мужчина или женщина символически выражают чуждое ему (ей) в форме бытия чуждого (другого) тела. Однако удивительная странность об­разов Анимы и Анимуса придает им пси­хологическое значение своеобразных пред­вестников, а нередко и "поводырей" грядущих изменений личности.

См. аналитическая психология (термины): архетип, имаго.

Архетип (Archetype)
Врожденный, унаследованный паттерн психологических проявлений, связанный с инстинктами и воплощающийся при доста­точной активации в поведении или эмоци­ях. Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеистори­ческими культурными мотивами, представ­ленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства — сила, глубина и автономность. Исконные образы предо­ставили Юнгу эмпирический материал для построения теории коллективного бессоз­нательного. В 1917 году он описал доми­нанты— узловые точки психики, притягива­ющие энергию и влияющие тем самым но функционирование личности. Термин архе­тип был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.

В литературе принято различать соб­ственно архетип и архетипические образы, мотивы, темы и паттерны. Архетип пред­ставляет собой психосоматическое обра­зование, связывающее инстинкт и образ. Юнг не считал психологию и образность коррелятами или отражением биологичес­ких влечений; его убеждение в том, что об­раз пробуждает цель инстинкта, предпола­гает, что образы играют столь же важную роль, что и инстинкты. В определенной сте­пени все образы несут в себе архетипическое. Ошибочно было бы проводить слишком жесткое разделение между лич­ным и коллективным бессознательным: для того чтобы архетип как 'скелетная' идея мог обрасти плотью, необходим обычный опыт переживаний. Указания на наличие врожденных психических структур имеются и в современном психоанализе, в частно­сти, в школе Мелани Клейн: у Исаакса (бессознательные фантазии). Биона (пред-понятие) и Мани-Кирл. Юнга можно также считать пионером европейской школы структурализма.

См. аналитическая психология (термины): коллективное бессознательное.

Имаго (Imago)
Термин, употребляемый вместо понятия 'образ' с целью подчеркнуть, что многие образы, в частности образы других людей, возникают субъективно в соответствии с внутренним состоянием и динамикой субъек­та. Другими словами, термин имаго подразу­мевает, что многие образы (например, обра­зы родителей) возникают не из действитель­ного опыта переживаний, связанных с роди­телями, а основаны на бессознательных фантазиях или являются производными от деятельности архетипов. Имаго функциони­рует подобно ожиданиям или фильтру, через который воспринимаются определенные категории людей. Следовательно, имаго вли­яет на чувство и поведение в отношении других людей, определяя то, как эти люди будут восприниматься индивидом.

Из имаго состоят комплексы. Например, имаго матери означает врожденную тен­денцию ребенка организовывать свои пе­реживания раннего периода, когда он без­защитен, вокруг положительного и отрицательного полюсов. Вокруг положительного полюса собираются такие качества, как 'материнская забота и отзывчивость, маги­ческая власть женщины, мудрость и духов­ная экзальтация, превышающие здравый смысл, полезные инстинкты и импульсы, все доброе, заботливое, поддерживающее, все, что питает рост и благополучие'. Отрица­тельный полюс предполагает 'нечто тайное, скрытное, темное; первичный хаос, мир мер­твых, нечто поглощающее, соблазняющее, от­равляющее, нечто ужасающее и неизбеж­ное, как сам рок' (Jung, 1938, р. 82). С точ­ки зрения развития это означает расщепление образа матери на 'добрый' и 'пло­хой' варианты. Юнг подчеркивал, что такие контрастные образы широко распространены в различных культурах, и поэтому че­ловечество в целом не считает расщепле­ние образа матери чем-то странным и не­выносимым. Однако в идеальном случае ребенок неизбежно приходит к представле­нию о неделимости матери и воссоединя­ет противоположные перцепции.

В психоанализе термин 'имаго' упот­ребляется для обозначения репрезентации себя или объектов.

См. аналитическая психология (термины): архетип, коллективное бессознательное, комплекс.

Индивидуация (Individuation)
В определении, которое дает Юнг, под­черкиваются три момента: 1) целью этого процесса является развитие целостной лич­ности; 2) индивидуация не может осуще­ствиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения; 3) индивидуация подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности. Юнг тщательно раз­водит понятия индивидуации, интеграции личности и сознательности Я; сущность этого процесса заключается в том, что Са­мость должна избавиться от всего ложно­го, что есть в Персоне, и преодолеть то, что насильно навязано архетипами.

Процесс индивидуации может быть са­мопроизвольным или облегчаться посред­ством анализа, но некоторые высказывания Юнга производят неблагоприятное впечат­ление в том смысле, что индивидуация есть якобы нечто элитарное. Этот процесс со­пряжен с некоторыми опасностями: интен­сивная включенность во внутренний мир и его захватывающие образы могут привес­ти к нарциссической поглощенности; такие проявления, как антисоциальная активность или психотический срыв, могут расценивать­ся в качестве закономерного результата процесса индивидуации. Нередко симво­лизм индивидуации рассматривается через понимание того, как могут объединяться противоположности, чтобы продуцировать новый личностный синтез. Юнг утверждал, что мондалы (изображения геометрических фигур с более или менее регулярными де­лениями, число которых кратно четырем) выражают целостность психики примерно так, как это воспринимается и переживается при индивидуации. Хотя Юнг считал, что соб­ственно индивидуация является прерогати­вой второй половины жизни, современная аналитическая психология расценивает этот процесс иначе, относя его ко всему жизнен­ному пути. Нерешенным по сей день оста­ется вопрос, должна ли интеграция обяза­тельно предшествовать индивидуации; очевидно, однако, что лучше, чтобы благодаря интеграции Я стало достаточно сильным и могло противостоять вторгающимся в созна­ние феноменам индивидуации.

См. аналитическая психология (термины):архетип, Персона, Самость.

Коллективное бессознательное (Collective Unconscious)
Как и Фрейд, Юнг использовал термин 'бессознательное' двояким образом: для обозначения недоступных Я психических процессов и для обозначения психической системы с собственными законами, характе­ром и функциями. Однако Юнг рассматри­вал бессознательное не только как вмести­лище вытесненных, как правило детских, переживаний и полагал, что бессознательное представляет еще и форму психической ак­тивности, выходящей за пределы личного опыта и непосредственно соотносимой с филогенетической, инстинктивной основой человечества. По Юнгу, содержание коллек­тивного бессознательного никогда не было сознательным; оно отражает лишь влияние архетипических процессов. Выражаясь мета­форически, Юнг говорил о коллективном бессознательном как о форме знания, доже мышления. На языке философии это можно выразить понятием 'первопричина' психоло­гических тенденций и направлений разви­тия — 'то, ради чего' все происходит и осуще­ствляется. Хотя Юнг не говорил, что бессоз­нательное является действительной причи­ной происходящего, человек может пережи­вать первопричины, действующие в сфере бессознательного, как то, что способствует возникновению паттернов и смыслов жизни индивида. Этот аспект бессознательного рассматривается как телеологический (от греч. telos— конец или цель).

См. аналитическая психология (термины):архетип, имаго, Самость, символ.

Комплекс (Complex)
Термин, означающий совокупность обра­зов, имаго, мыслей, идей, концентрирующих­ся вокруг ядра, производного от одного или нескольких архетипов, и характеризующихся общей эмоциональной окраской. Если ком­плексы приводятся в действие (констеллируются), они влияют на поведение, незави­симо от того, осознает это индивид или нет. Рассмотрение комплексов является важным средством для понимания сущности не­врозов.

Одно время Юнг считал это понятие столь важным, что предлагал назвать свою школу 'психологией комплексов". Он рас­сматривал комплексы как 'царскую доро­гу' к бессознательному и называл их так­же 'архитекторами сновидений'. Совре­менная аналитическая психология пере­смотрела это положение: комплексы расце­ниваются в большей мере как связующее звено между личностным и архетипическим компонентами разнообразных индивиду­альных переживаний, в частности, тех, что возникают в младенчестве и детстве. Кон­цепция комплексов была разработано Юн­гом между 1904-м и 1911 годами с помо­щью теста словесных ассоциаций! Откры­тие Юнга Фрейд расценил как эмпиричес­кое подтверждение его собственной тео­рии бессознательного. Хотя в современном психоанализе термин комплекс использует­ся редко (за исключением эдипова комплек­са и комплекса кастрации), некоторые ав­торы считают, что сама структурная теория представляет собой теорию комплексов и что Оно, Я и Сверх-Я являются примерами комплексов.

См. аналитическая психология (термины):архетип, имаго.

Персона (Persona)
Производное от латинского слова, озна­чающего маску античного актера; относит­ся к социальной маске или лицу человека, обращенному к внешнему миру. Термин Персона может употребляться для обозна­чения половой идентичности, стадии разви­тия (например, подросткового возраста) или профессии. Индивид может сознательно либо бессознательно проявлять определен­ные аспекты собственной личности в виде Персоны, и на протяжении жизни можно носить множество масок, по нескольку од­новременно.

Юнг рассматривал Персону как архе­тип, имея в виду, что оно неизбежна. В лю­бом обществе требуется облегчение взаи­моотношений и взаимодействий между его членами; такие функции отчасти выполня­ет Персона. Персона не является от рож­дения патологической или лживой. Вместе с тем, в случае слишком сильного отожде­ствления с Персоной возникает риск пато­логии. Такое положение означает недоста­ток знаний о том, что выходит за рамки социальной роли (юриста, аналитика, черно­рабочего и др.), слишком высокую ригид­ность представлений о половой роли или неумение оценить требования, меняющие­ся на разных этапах жизненного развития. В юнгианской структурной модели психи­ки Персона является посредником между Я и внешним миром. Анима и Анимус выпол­няют ту же функцию по отношению к Я и внутреннему миру.

См. аналитическая психология (термины):Анима, Анимус, архетип.

Самость (Self)
Термин, употребляемый в аналитической психологии с 1916 года в нескольких раз­личных значениях: 1) души в целом; 2) тен­денции души функционировать упорядочен­но и структурированно, сообразно цели и плану; 3) тенденции души продуцировать образы и символы, стоящие 'по ту сторону' Я (образ Бога или героических персонажей, выполняющих эту роль, которые обращают людей к необходимости и возможности роста и развития); 4) психологического един­ства человека с момента рождения. Это единство при накоплении жизненного опы­та постепенно разрушается, но остается неким шаблоном или эскизом для последу­ющих переживаний целостности и интегра­ции. Иногда мать рассматривается в каче­стве 'носителя' детской Самости. Имеется в виду нечто сходное с процессом, называ­емым в психоанализе 'отзеркаливание'.

Тень (Shadow)
Негативная сторона личности — сумма всех неприятных качеств, которые индивид старается скрыть; низшая, недостойная и примитивная часть человеческого естества; 'темная' сторона личности. Юнг подчерки­вал, что Тень есть у каждого, все веществен­ное отбрасывает тень; Я относится к Тени, как свет к сумраку; Тень делает нас людь­ми. Юнг отдавал должное Фрейду за при­влечение внимания современного челове­чества к этому аспекту нашего существа.

Поскольку Тень не может быть искоре­нена (не стоит и пытаться), то лучшее, на что можно надеяться, — прийти к соглашению с нею. Одна из важных целей юнгианского анализа состоит в том, чтобы помочь паци­енту обрести установку неосуждения ин­стинктивной стороны собственной психики и суметь выявить в ней все ценное, по воз­можности осознать людей и ситуации, которые, скорее всего, взывают к теневой стороне.

Типология (Typology)
Система, разработанная Юнгом для демонстрации и подтверждения разных способов психологического функциониро­вания людей. Для разграничения психоло­гических типов он обратился к базисным установкам в отношении мира и опреде­ленным свойствам функций психической жизни. Некоторые индивиды в большей степени побуждаются и снабжаются энер­гией внутренним миром, другие — внешним; это, соответственно, интраверты и экстра­верты. Юнг выделил четыре функции пси­хической жизни: 1) мышление— знание того, что представляет собой предмет, обозначе­ние его и сопоставление с другими пред­метами; 2) чувство — суждение о ценности чего-либо или точка зрения относительно перспективы чего-либо; 3) ощущение— все факты, доступные органам чувств: регистра­ция того, что вещь существует, но не того, ка­кова она; 4) интуиция — ощущение того, где нечто происходит и каковы связанные с этим возможности. Юнг указывал, что люди обладают первичной или высшей функци­ей той или иной из этих четырех категорий, если она наиболее развита и отчетлива; вспомогательной функцией— если она лишь немного уступает высшей; и низшей функцией— если она наименее развита, наиболее бессознательна, наименее дос­тупна и вызывает наибольшие проблемы.

Используя представления об установках экстраверсии и интроверсии, высших и вспо­могательных функциях, можно создать пере­чень шестнадцати базисных типов личнос­ти. Ряд психологических тестов, основанных на гипотезе Юнга, применяются в клиничес­кой практике, а также применительно к про­блемам образования и индустрии. Некото­рые аналитические психологи принимают эту типологию за ее 'научность', другие используют ее кок руководство, дающее возможность всесторонней оценки функци­онирования личности. Юнг использовал свою типологию для понимания различий между собой и Фрейдом (себя Юнг считал интравертом, Фрейда — экстравертом) о также полагал, что межличностные наруше­ния можно понять с точки зрения типологических различий.

[85,218,219,445,457,472,473,474,475, 745,815].