Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

АНАЛИЗ

АНАЛИЗ (ANALYSES)
Аналитический процесс (Analytic Process) Аналитическая ситуация (Analytic Situation)
В широком смысле сокращенное обо­значение психоанализа во всех его прояв­лениях и аспектах. Здесь мы применяем его в более узком смысле, соотнося с методом или процедурой понимания бессознатель­ного на основе использования сновидений и ассоциаций, посредством чего распознаются дериваты Оно, Я и Сверх-Я, конфликт и последующие компромиссные образования. Анализ используется и как метод ис­следования, и как метод терапии в собствен­но психоанализе, описанном ниже, и в аналитической психотерапии.

Кратко говоря, анализ происходит в оп­ределенной ситуации, в определенное вре­мя и с определенной частотой (аналитическая ситуация). От других методов психо­терапии, также предполагающих взаимоот­ношения между аналитиком и пациентом один на один, анализ отличается специфи­ческими требованиями и ограничениями. Пациент должен принять положение, при котором аналитик ему не виден, и пытаться свободно делиться всеми без исключе­ния мыслями и чувствами, которые возника­ют в сознании (свободные ассоциации), от­казавшись от критического и логического отбора материала, что приветствуется в обычной социальной ситуации. Пациент часто переживает сенсорную и эмоцио­нальную депривацию, когда — если это соответствует ситуации — аналитик хранит молчание и кажется безучастным. Такая обстановка и процедура дают начало ана­литическому процессу, способствующему возникновению у пациента временной рег­рессии, при которой пробуждаются преж­де бессознательные (вытесненные) воспоми­нания, запретные детские желания и фантазии. Выраженные в производной форме в сновидениях пациента и его ассоциаци­ях по поводу текущих мыслей и событий, они также фокусируются на личности ана­литика (перенос). Этот процесс облегчает­ся относительно нейтральной и анонимной позицией аналитика, и формируется невроз переноса— своеобразная 'новая редак­ция" детского невроза. Невроз переноса, возникающий в аналитическом процессе, позволяет аналитику понять, какие чувства и установки пациента являют собой остат­ки прежних впечатлений и травм; в таком случае аналитик способен реконструиро­вать более ранние уровни развития и свя­занные с ними аффекты, конфликты и ком­промиссные образования. Аналитик интер­претирует их, доводя тем самым до созна­ния пациента. Они прорабатываются, их последствия модифицируются путем интег­рации прошлого с настоящим, и тем самым в той или иной степени аннулируются па­тологические проявления прежних бессоз­нательных конфликтов. При этом, однако, пациент остается привязанным к чувствам и формам поведения, имеющим для него определенную значимость. Вместе с тем пациенты стараются удержать значимые для них паттерны чувств и поведения, и ро­бота аналитика не может осуществляться без определенного сопротивления, которо­му способствует сам феномен переноса. Продолжать работу в условиях собствен­ного сильного сопротивления пациенту по­могает терапевтический или рабочий альянс между анализируемым и аналитиком, основанный на взаимном доверии и общих целях.

Благодаря распознанию конфликта и прояснению последующих защит и сопротивления по отношению к восприятиям и воспоминаниям (что обусловливает бессоз­нательность того или иного поведения) обо­гащается личность пациента. Предполага­ется, что задействованная в конфликте психическая энергия высвобождается и нейтрализуется, становясь доступной синтети­ческой и интегративной функции Я. Соблю­дение требования физической пассивности пациента во время аналитического сеанса облегчает перенос энергии из мо­торной сферы поведения в психическую, благодаря чему улучшается способность анализируемого терпеть, ждать и выдержи­вать фрустрацию соответственно требова­ниям реальности. Это помогает пациенту достичь соответствующего равновесия меж­ду работой и восстановлением, между по­требностью любить и быть любимым.

Аналитический процесс, представленный нами, включает три фазы: 1) организация аналитической ситуации; 2) возникновение и интерпретация невроза переноса; 3) про­работка конфликта, сопротивления и пере­носа на заключительной фазе. Технические условия, обеспечивающие этот процесс, описываются в рубрике 'Аналитическая техника'. Во всех трех фазах присутствуют некоторые моменты, не являющиеся специ­фическими для психоанализа и существую­щие в структуре различных типов индиви­дуальной психотерапии. Однако только в классическом психоанализе сеанс и сам метод специально направлены на поощре­ние такого типа и уровня регрессии, кото­рый завершается повторным аффективно заряженным проявлением неразрешенных детских конфликтов во взаимоотношениях пациента и аналитика. Аналитическая си­туация предполагает некую стабильную систему, внутри которой пациент и анали­тик взаимно мобилизуют интрапсихические процессы, которые побуждают пациента к движению, инсайту, изменению по мере того, как возникающее в нем напряжение отсле­живается и интерпретируется аналитиком. Таким образом, животворными факторами процесса являются взаимодействие пациен­та с аналитиком, способы аналитического понимания (включая эмпатию и контрпере­нос), а также возрастающая способность пациента осознавать собственные бессоз­нательные психические процессы (аналитический инсайт). Достижение анализируемым все более высокого уровня инсайтов, саморегуляции и зрелости путем субъективного переживания невроза переноса и его ин­терпретации в аналитической ситуации может рассматриваться кок суть аналити­ческого процесса.

См. аналитическая техника, защита, ин­терпретация, контрперенос, конфликт, пере­нос, психоанализ, регрессия, реконструкция, свободные ассоциации, сопротивление, эмпатия.
41,270,480,763,826]