Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ЧУВСТВО СТЫДА

ЧУВСТВО СТЫДА (SHAME)
Понятие, отражающее широкий спектр болезненных аффектов — замешательства, смирения, унижения, бесчестия, — сопровож­дающих чувство заброшенности, отвержения, позора или утраты уважения со стороны других. В формировании чувства стыда важную роль играют ранние переживания, связанные с выставлением на всеобщее обозрение, с презрением или разобла­чением.

В определенном смысле чувство стыда сопоставимо с тревогой, поскольку оба они представляют собой аффективный сигнал, предостерегающий от исполнения эксгибиционистских желаний и предвосхищающий возможное отвержение со стороны внеш­него мира или Сверх-Я. Чувство стыда, та­ким образом, является защитой от эксгибиционистских желаний, основанной на анти­ципации отвержения за неправильное по­ведение. В дальнейшем токая защита может стать чертой характера, помогающей индивиду избегать бесчестия и сохранять уважение к себе. Она предполагает нали­чие такта, осторожности и сексуальной уме­ренности. В этом смысле чувство стыда охраняет идеалы и ценности, присущие не только индивиду, но и культуре.

Один человек может испытывать стыд за выставление напоказ чего-то конкретного или за сам акт выставления напоказ. Дру­гой может бояться быть отвергнутым или по­казаться несостоятельным, слабым, неполно­ценным, смешным, бесчестным или обманув­шим чужие ожидания. Третий может опа­саться любых действий— смотреть и что­бы смотрели на него, слушать и чтобы его слушали. Все такие способы выставления напоказ, даже связанные с любопытством, окрашиваются затем чувством стыда и дол­жны быть отвергнуты.

Один из возможных способов понима­ния чувства стыда (Wurmser, 1981) состоит в концептуализации внешнего, или объект­ного, полюса, где индивид чувствует себя пристыженным, и внутреннего полюса, свя­занного с самим индивидом, из-за которого он испытывает стыд. В процессе развития оба полюса интернализируются и форми­руют часть Я-идеала. Напряжение между полюсами ощущается затем как явное не­соответствие между тем, что человек от себя ожидает, и тем, как он себя воспринимает.

Важными способами защиты от чувства стыда являются обращение чувств против других людей — отношение к другим (вме­сто себя) с презрением и свысока — и ис­пользование таких аффектов, как пренеб­режение, гнев и надменность. При этом высокомерие, надменность или пренебреже­ние являются реактивными образованиями против чувство стыда. Внутреннее чувство стыда может быть экстернализировано или спроецировано в виде идей отношения или воздействия извне. Бесстыдство является скорее защитой от чувство стыда, нежели его отсутствием. Бессознательное чувство стыда может проявляться в виде негативной терапевтической реакции, когда каждый успех должен быть 'оплачен' самоуничиже­нием и неудачей.

Аффект стыда не обязательно требует наличия зрения; других форм восприятия и экспрессии достаточно для того, чтобы он мог возникнуть и у слепорожденных. Ранее полагали, что предшественниками тревоги и стыда являются ранние паттерны невыно­симости пристального взгляда, а затем страх незнакомых людей. Чувство стыда появля­ется в фазе восстановления. Оно сопровож­дается ощущениями слабости, неопрятности и неполноценности, связанными с характер­ными для этой фазы конфликтами из-за разрыва симбиотических уз, с приучением к опрятности и фантазиями об исчезнове­нии или лишении пениса.

См. аффекты, защита, негативная тера­певтическая реакция, Сверх-Я, Я-идеал.


Данное понятие встречается в следующей литературе:

Anthony, E. J. (1981) Shame, guilt, and the feminine self in psychoanalysis. In: Object and Self, e
Lewis, H. В. (1971) Shame and Guilt in Neurosis. New York: Int. Univ. Press.
Lynd, H. M. (1961) On Shame and the Search for Identity New York: Science Editions.
Piers, G. & Singer, M. B. (1953) Shame and Guilt. Springfield: Thomas; New ed., New York: Norton.
Wurmser, L. (1981) The Mask of Shame. Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press.