Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ДЕЙСТВИЕ

ДЕЙСТВИЕ (ACTION)
В широком смысле — любое мотивиро­ванное поведение. Действие предполагает направленность, цель и смысл, хотя направ­ленность не обязательно сознательна, смысл может быть скрыт, а действие не обязатель­но доступно наблюдению; оно не всегда сопряжено с моторной активностью. Реф­лексы и другие физиологическое феноме­ны, равно как и внешние события, не явля­ются действиями в психологическом смысле. Хотя слова 'акт' и 'действие' нередко ис­пользуются как взаимозаменяемые, первое из них означает нечто свершившееся или выполненное, второе означает процесс, включающий более чем один шаг, процесс, который продолжается или предполагает возможность повторения. Заключенная в действии последовательность инициирует­ся психическим импульсом, который модифи­цируется различными психологическими функциями и либо осуществляется, либо сдерживается.

Мышление, фантазирование, речь, равно как подавление импульсов или отказ от действия, рассматриваются как мотивиро­ванное поведение и согласно приведенно­му определению являются действиями. Од­нако в психоаналитических рассуждениях по этому поводу наблюдается определенная непоследовательность. Считается, что дей­ствие включает моторные проявления, то есть представляет некоторую активность, опосредствованную телесной мускулатурой и направленную на самого субъекта или на внешние одушевленные и неодушевленные объекты. Анализируемого просят воздер­жаться от таких действий и, лежа на кушет­ке, пытаться свободно ассоциировать, подра­зумевая тем самым, что чувствование и речь не являются действиями. Вместе с тем явля­ется общепризнанным, что молчание, о по­рой и речь могут являть собой отыгрывание, то есть действие (действие — action, отыгры­вание — acting out), ровно как и определен­ное деструктивное комплексное поведение за пределами лечебной ситуации.

Стройной психоаналитической теории действия не существует. В соответствующей литературе рассматриваются в большей степени не теоретическая, о клиническая проблематика — психоаналитиков больше занимало отыгрывание, о не действие. Не­удачные попытки разграничить оба понятия привели к расширению— и расплывчато­сти — понятия отыгрывание. Шефер (1976), пытавшийся переформулировать положения психоанализа, представив его кок изучение человеческого действия, работал в рамках четко обозначенного определения действия, но предложенная им концепция 'языка дей­ствия' широкого признания не получила.

При рассмотрении клинического психо­анализа, по-видимому, необходима дихото­мия, противопоставляющая корневые эле­менты психоаналитического процесса (чув­ствование, мышление, запоминание, фанта­зирование, продуцирование свободных ас­социаций, речевое общение) другим компо­нентам действия, многие из которых (но не все) предполагают моторные проявления. Психоаналитик видит в действии в первую очередь нечто противоположное психоана­литическому процессу, например, когда пси­хопатология принимает форму деструктив­ного, дезадаптивного либо неадекватного поведения. Тем не менее определенные аспекты действия имеют непосредственное отношение к психоанализу.

Адаптивное действие является результа­том разрешения и интеграции потребнос­тей, защит и внешней реальности, достигну­тым за счет удовлетворительного компро­мисса, приведшего к относительной внут­ренней гармонии и эффективному самоуп­равлению. Это не означает отсутствие кон­фликта; речь идет об эффективном функци­онировании Я, интегрирующего дериваты влечений и влияние Сверх-Я на оптималь­ном уровне. В ходе психоаналитического лечения проработка и интегрирующие ин­сайты только тогда приводят к изменениям, когда подкрепляются соответствующим действием.

Невротическое действие соотносится с широкой категорией патологических типов поведения, возникающих при разных фор­мах психопатологии, где компонент действия является отчетливым выражением невроти­ческого конфликта. Характерными примера­ми могут служить навязчивые ритуалы и саморазрушительные действия. У лиц, стра­дающих неврозом, функционирование Я менее эффективно; над ним доминируют дериваты влечений и жесткие защитные механизмы. Невротическое действие может символизировать бессознательный конф­ликт либо воспроизводить раннюю детскую травму.

Импульсивное действие отличается от невротического тем, что обычно несимволично и неспецифично; оно является результа­том общего нарушения контроля над им­пульсами, включая отсутствие толерантно­сти к фрустрации и задержке.

Отыгрывание в узком смысле определя­ется как действие, возникающее в ответ на терапевтическую ситуацию, опосредован­ную переносом.

Фрейд рассматривал мышление как пробное действие, осуществляемое с не­большими затратами энергии. Процесс мышления позволяет индивиду использо­вать восприятие, память, суждение для пред­сказания последствий действия без реаль­ного его осуществления.

Обсуждая рациональные и иррацио­нальные действия, Гартманн (1947) подчер­кивал, что адаптивное поведение возника­ет в том случае, если все психические тенденции подчинены организующей функ­ции Я.

Действие — это естественный способ выражения у детей и основное средство коммуникации с ними в процессе терапии. Пиаже, Малер и другие неоднократно под­черкивали роль моторного поведения в раз­витии и становлении идентичности. В под­ростковом возрасте действия используются для регуляции напряжения, а некоторые па­циенты с пограничными расстройствами ис­пользуют действие как защиту от утраты идентичности. Действие в форме телесных движений и разнообразных поз может так­же служить средством общения. Ренгелл (1981) уделял особое внимание взаимосвя­зи действия и инсайта как фактору станов­ления самоконтроля и изменений.

Действие определялось здесь в терминах поведения, и оба понятия имеют сход­ное значение. Для более тонкой дифферен­циации см. поведение, а также импульсивные расстройство, отыгрывание, симптом, симп­томатический акт.




Данное понятие встречается в следующей литературе:

Hartmann, H. (1947) On rational and irrational action. In: Essays on Ego Psychology. New York: Int.
Panel (1971 (Action, acting out, and the symptomatic act. N. Actins, reporter. JAPA, 18,
Rangell, L. (1981) From insight to change. JAPA, 29.
Roughton, R. Action and acting out. FMC. Forthcoming.
Schafer. R. (1976) A New Language for Psychoanalysis. New Haven: Yole Univ. Press.