Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (DEPERSONALIZATION)
Изменение самовосприятия, при котором временно утрачивается или искажается предстовление о собственной реальности. Образ себя расщепляется на отстраненное наблюдающее Я и действующее или пере­живающее Я, что сопровождается чувством самоотчуждения или нереальности Я. Ос­новным для данного феномена является чувство нереальности. Части тела или сам человек могут казаться измененными, нере­альными, не принадлежащими себе; чувство собственной идентичности сохраняется, но связь с наблюдающим Я сильнее, чем с дей­ствующим. Нередко феномен сопровожда­ется быстро возникающим и постепенно пропадающим головокружением. Пережи­вания не носят характера бреда, сноподобны и обычно (хотя не всегда) неприятны.

С феноменом, называемым деперсона­лизацией, могут быть связаны разнообраз­ные измененные состояния Я; некоторые авторы относят все эти состояния к депер­сонализации, другие пытаются их диффе­ренцировать. В частности, состояние де­персонализации часто сопровождается дереализоцией — чувством отчужденности от внешнего мира, хотя одно из них может быть более выраженным. Деперсонализа­ция и дереапизация могут возникать у нор­мальных людей в ситуациях реальной внешней опасности. Оба феномена слу­жат фантазии отрицания, то есть фантазии о том, что опасность нереальна или сом человек лишь наблюдатель, не вовлеченный в опасную ситуацию.

Многие авторы едины в том, что депер­сонализация 'является результатом интра­психического конфликта, при котором Я в той или иной степени неудачно пытается за­щитить себя от тревоги' (Arlow, 1966, с. 459). В более ранних работах феномен депер­сонализации пытались объяснить в терми­нах экономической концепции как резуль­тат массивных смещений либидинозного катексиса или контркатексиса в отношении собственных чувств, либо отвлечения катек­сиса от внешних объектов.

Якобсон (1959) постулировала, что ста­бильность и чувство близости образа Я зависит от совместимости, гармоничного взаимодействия между Я и Сверх-Я и нар­циссических идентификаций. Если Оберндорф предполагал наличие межсистемного конфликта, противостояния Сверх-Я теле­сному Я, то Якобсон рассматривала конф­ликт как внутрисистемный — между несов­местимыми идентификациями. К отвергае­мым и отчуждаемым аспектам Я относятся неприемлемые эксгибиционистские или аг­рессивные желания, садомазохистские стремления и соблазны, а также идентифи­кация с образом униженного объекта.

См. дереализация, защита, измененные состояния Я, конфликт, метапсихология, рег­рессия, функции Я.