Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ДЕТСКИЙ НЕВРОЗ

ДЕТСКИЙ НЕВРОЗ (CHILDHOOD NEUROSIS)
Возникающее в детском возрасте пси­хическое нарушение, при котором незре­лое Я разрешает интрапсихические конф­ликты посредством патологического комп­ромиссного образования, препятствующего нормальному развитию. Наблюдаемые компоненты компромиссного образова­ния — нарушения в аффективной, поведен­ческой или познавательной сфере. Симп­томы или симптоматическое поведение могут включать тревогу, депрессию, фобии, заторможенность, истерические параличи, тики, ритуалы и другие навязчивости; или же они могут проявляться в нарушениях питания и экскреции, антисоциальном пове­дении, нарушении способности к обучению и др. Обычно наблюдается кластер рас­стройств, иногда с преобладанием одного в сложной клинической картине. Подобные нарушения могут возникать на любом эта­пе развития — от момента формирования внутренних психических структур вплоть до начала пубертата. Хотя бессознательные конфликты и фантазии при детском невро­зе организуются и структурируются вокруг сексуальных и агрессивных побуждений эдиповой фазы, психопатология опирается на данные о сложностях развития и конф­ликтах доэдипова периода.

Хотя внешние симптомы неврозов у де­тей могут напоминать токовые у взрослых, стоящие за ними конфликты и личностная организация существенно отличаются. Воз­можна и обратная ситуация: однотипные интрапсихические конфликты у детей и взрослых порождают розную симптоматику. Различия определяются незрелостью функ­ций детского Я, склонностью ребенка в боль­шей степени действовать, нежели рефлексировать, продолжающейся зависимостью интрапсихического функционирования от объектов, на которые изначально были на­правлены конфликтные импульсы. Так, неред­ки ситуации, когда у ребенка с фобической симптоматикой в подростковом или взрос­лом возрасте развивается обсессивно-компульсивная симптоматика. То, что в детстве представляется неврозом навязчивости, мо­жет с течением времени развиться в психо­тическую или пограничную патологию.

Детский невроз, сформировавшийся на основе внутреннего конфликта, следует от­личать от состояний, возникших в результате внешних конфликтов. К таким состояниям приводят либо травмирующие влияния сре­ды (вмешательство в развитие), либо внутрен­ние силы созревания, которые вовлекают ребенка в конфликт со средой (конфликт развития). Несмотря на то, что такие усло­вия могут вызывать симптоматику и поведен­ческие нарушения, сходные с проявления­ми детского невроза, симптомы более кратковременны, не обладают той же сим­волической функцией с точки зрения бес­сознательного содержания и не представ­ляют, в отличие от невротических симптомов, бессознательного компромиссного образо­вания. Однако следует помнить, что '...невро­тический конфликт часто является продол­жением конфликта развития, вовремя не разрешившегося' (Nogera, 1966, с. 49) Дет­ский невроз следует также отличать от инфантильного невроза, представляющего собой скорее метапсихологический конст­рукт, нежели клиническую категорию.

Представители школы психологии Само­сти оспаривают традиционные психоанали­тические объяснения неврозов, в том числе детских. Согласно положениям этой школы, нормальных интрапсихических конфликтов не существует; симптомы, приписываемые классической традицией этим конфликтам, следует объяснять как результат отсутствия эмпатии и последующей недостаточной связности структур Самости.

См. инфантильный невроз, компромисс­ные образования, конфликт, метапсихология, психология Самости, психоневроз, симптом, структурная теория.




Данное понятие встречается в следующей литературе:

Blos, P. (1972) The epigenesia of the adult neurosis. 27.
Freud, A. (1965) Normality and Pathology in Childhood. New York: Int. Univ. Press.
Freud, A. (1970) The infantile neurosis. WAF, 7.
Nagera, H., ed. (1966) Early Childhood Disturbances, the Infantile Neurosis, and the Adulthood Dist
Tolpin.M. (1970) The infantile neurosis. PSOC, 25.