Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (OEDIPUS COMPLEX)
Присущее представителям обоего пола характерное сочетание инстинктивных вле­чений, целей, объектных отношений, страхов и идентификаций, универсально проявляю­щееся на пике фаллической фазы (от 2/5 до 6 лет) и сохраняющее свое организую­щее значение на протяжении всей жизни. В фаллический период ребенок стремит­ся к сексуальному единению (по-разному представляемому в зависимости от его ког­нитивных способностей) с родителем проти­воположного пола и желает смерти либо исчезновения родителя своего поло. В свя­зи с присущей ребенку амбивалентностью и потребностью в защите наряду с этими позитивными эдиповыми стремлениями су­ществует так называемый негативный эди­пов комплекс, то есть ребенок желает так­же сексуального единения с родителем своего пола и в связи с этим проявляет со­перничество с родителем противоположно­го пола. В типичном случае позитивный эдипов комплекс преобладает над негатив­ным при формировании гетеросексуальной ориентации и идентичности хорошо адап­тированного взрослого. Однако на бессоз­нательном уровне привязанность девочки к матери, равно как желание мальчика сдать­ся на милость отца в надежде пассивного обретения мужественности, бесконечной любви и защиты, продолжают оказывать глубокое влияние на психическую жизнь и последующий выбор объекта.

Понятие комплекс Электры было исполь­зовано Юнгом для обозначения существо­вания у девочки желаний и установок, ана­логичных комплексу Эдипа у мальчиков. Однако Фрейд не признал этот термин полезным, и понятие эдипов комплекс ста­ло общепринятым для описания тройствен­ных отношений между ребенком и родите­лями независимо от поло ребенка.

Ребенок боится возмездия (страх воз­мездия) за запретные инцестуозные и отцеубийственные желания, связанные с комп­лексом Эдипа. Конкретно, мальчик боится кастрации или удаления пениса, девочка — менее специфических повреждений генита­лий и детородных органов. Этот страх объе­диняет более примитивные страхи, связанные с родителем-соперником, — страх утраты объекта и потери любви объекта. Последний может острее переживаться девочками; правда, современные аналити­ки оспаривают мнение Фрейда о большей нарциссической ранимости и зависимости девочек.

С генетической точки зрения или с точ­ки зрения развития, эдипова ситуация — узловая точка, отмечающая единение или консолидацию Сверх-Я. При идентификации ребенка с эдиповыми объектами идеализа­ции трансформируются в Я-идеал, а страх перед наказанием — в чувство вины. С то­пографической точки зрения, комплекс ча­стично сознателен; он проявляется в дет­ской речи, поведении и иных способах коммуникации. В дальнейшем он становит­ся по большей части бессознательным, но в зависимости от степени разрешения в той или иной мере обнаруживает себя в пове­дении, установках, при выборе объекта. Он опирается также на структуру характера, природу объектных отношений и сексуаль­ную идентичность, формирование фантазий и позднейшие сексуальные паттерны и практики.

Эдипов комплекс стоит в одном ряду с другими фундаментальными открытиями Фрейда (бессознательное, детская сексуаль­ность). Первые теоретические соображения по этому поводу Фрейд сформулировал через год после смерти отца в 1896 году, но в настоящем виде полную формализа­цию концепции он завершил лишь четыр­надцать лет спустя. Фрейд развивал теорию, борясь против несоответствий своей ран­ней теории неврозов, где подчеркивалась роль обольщения ребенка взрослым, и с сомнениями по поводу новой науки. При­знав истерические симптомы у себя и чле­нов своей семьи, Фрейд вступил в длитель­ный период интенсивной интроспекции/ на­звав ее самоанализом. В знаменитом пись­ме Вильгельму Флиссу, датированном 15 октября 1897 года, Фрейд так описывает свои находки: 'И в моем случае я обнару­жил чувство любви к матери и ревность по отношению к отцу, так что теперь я уверен — это общий феномен раннего детства... В каждом человеке... хоть раз в жизни взра­стал Эдип' (Freud, 1887-1902, с. 223). Пуб­ликуя впервые эти идеи в 1900 году в ра­боте 'Толкование сновидений', Фрейд, использовал примеры не только чужих, но и собственных сновидений, и пытался связать миф о царе Эдипе с бессознательными желаниями каждого мужчины.

Классический миф, использованный Со­фоклом в драме 'Царь Эдип', рассказывает о фивонском царе Лае, которому оракул предрек, что он будет убит своим еще не рожденным сыном. Когда царица Иокаста родила мальчика, царь велел отвезти ребен­ка в горы и бросить его там, чтобы мальчик погиб. Однако младенца нашел пастух и отнес его царю Полибосу, усыновившему мальчика. Став юношей, Эдип покинул Ко­ринф; случай свел его с Лаем на перекре­стке дорог. В споре, кому пройти первым, Эдип убил царя, своего отца. На пути в Фивы он встречает Сфинкс, преграждавшую доро­гу в город и требовавшую от всякого путни­ка разгадать загадку. В случае неудачи путник должен умереть. Эдип разгадал за­гадку, и униженная Сфинкс умерло. Благо­дарные Фивы отдали Эдипу царский пре­стол и сделали мужем Иокасты. Однако боги не могли смириться о кровосмешением, даже неосознанным, и наслали но Фивы тяжкий мор. Согласно предсказанию ораку­ла, для избавления от мора нужно найти убийцу Лая. В пьесе Софокла Эдип, покляв­шийся раскрыть преступление и тем спасти город, узнает, что убийца — он сам и женился он на своей матери. Конец Софокловой драмы трагичен: Иокаста вешается, а Эдип выкалывает себе глаза заколкой от ее хи­тона.

Кок свидетельствуют биографы, знания Фрейда о вариантах мифа не отличались особой точностью. Дальнейшие психоана­литические интерпретации подчеркивают грех Лая — высокомерное богохульство, что и навлекло на него столь ужасную судьбу. Юный наследник фиванского трона, Лай бежал от дяди-узурпатора. Во время стран­ствий Лай нашел пристанище у царя Пелопса. Когда Лай похитил и развратил не­законного сына Пелопса, его былой хозяин потребовал мести за поругание гостепри­имство и покровительства. Пелопс, вместе с Зевсом и Герой, проклял Лая за поруга­ние священных ценностей гостеприимства и покровительства. Они обрекли Лая его судьбе — быть убитым собственным сыном и уступить ему свое место на супружеском ложе. То, что Фрейд опустил этот фон в своем пересказе, могло привести его после­дователей к переоценке 'положительных' эдиповых элементов драмы и конфликта, не принимая во внимание мотивы гомосексу­альности и детоубийства, служащие проти­вовесом отцеубийству. Впоследствии Фрейд поправил свои представления, отразив их в описаниях случаев и автобиографическом приложении к книге о сновидениях.

С эдиповым комплексом связан целый ряд терминов. Некоторые авторы рассмат­ривают эдипову фазу развития (от 2,5 до 6 лет) в качестве эквивалента фаллической фазы, другие используют этот термин для обозначения конечного этапа фаллической фазы, когда эдипов комплекс оформляется структурно и динамически. В этот период фаллические цели направлены на специфи­ческий объект, а не на нарциссические за­боты; они становятся объектом интрапси­хических конфликтов, в котором участвуют Оно, Я и императивы Сверх-Я; с ними справ­ляются посредством основанных но вытес­нении защит высокого уровня. И фалличес­кие устремления сами по себе, и треугольник объектных отношений, и психические струк­туры, в которые они включены, имеют пред­шественников в развитии. Многие исследо­ватели выделяют доэдипову генитальную организацию, первичную женственность и мужественность, родительские амбиции, кастрационные реакции и др.; все это возни­кает до собственно фаллической эдиповой фазы. Некоторые обсуждают наличие на втором году жизни соперничества и прототипических конфликтов, включающих диф­ференцированные и специфические для пола реакции на мать и отца и идентифи­кации с матерью и отцом.

Следует также добавить, что эдипово организация индивида меняется в течение всей жизни (особенно в подростковом воз­расте).

Многочисленные конфликтные характе­ристики комплекса принято обозначать тер­мином эдипов конфликт. Стремление к сек­суальному единению (исходящее из Оно) вступает в конфликт с ограничениями, на­лагаемыми Я и Сверх-Я, что в итоге приво­дит к возникновению страха кастрации. Кроме того, существуют конфликты, кореня­щиеся в антитетических положительной и отрицательной фазах комплекса, активных и пассивных целях влечений, мужской и женской идентификациях в фантазиях о сексуальном единении. Эти конфликты мо­гут питать друг друга. Так, например, страх кастрации кок страх возмездия со стороны отца может накладываться на страх каст­рации, связанный с желанием родить от него ребенка. Хотя в эвристическом плане воз­можно выделить специфические единицы конфликтов, фактически интер- и интрасистемные конфликты переплетены. Кроме того, влияние на их проявления оказывают кок предшествующие, так и более поздние осо­бенности и дефекты развития, могущие либо усиливать, либо маскировать эдипову внутрипсихическую борьбу. Многие авторы считают, что эдипов конфликт играет реша­ющую роль в каждом клиническом анализе.

В клинических дискуссиях часто упот­ребляются еще два термина меньшей кон­цептуальной значимости. Говорят, что, ког­да ребенок завоевывает большую часть любви и внимания родителя противополож­ного пола, появляется эдипов триумф. На­пример, мать, будучи агрессивным членом семьи, обожает сына, одновременно прояв­ляя презрение к мужественности своего мужа. Другая ситуация, приводящая к эди­пову триумфу, — переживаемая в детстве смерть родителя своего пола. Многое ав­торы, особенно Эрнест Джонс в 'Гамлете и Эдипе' (1949), подчеркивают трагичные и фатальные последствия 'вознаграждения' этого вытесненного и сознательно неприем­лемого желания. Термин эдипова ситуация достаточно произвольно относят к конгло­мерату фазы, конфликта и комплекса; она специфична для психического развития кон­кретного человека, проявляясь в его фанта­зиях при мастурбации, семейных любовных историях. Еще одно применение термина касается отдельных жизненных ситуаций или событий, пробуждающих фантазии, чув­ство и формы поведения, вытекающие из эдиповой фазы развития.

См. детская сексуальность, психосексу­ольное развитие.

[49,104,163, 238,249",307,467,478,479, 566,733,792]