Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ЭМПАТИЯ

ЭМПАТИЯ (EMPATHY)
Особый способ восприятия и постиже­ния психологических состояний других лю­дей. Буквально эмпатия означает 'вчувствование' в другого человека — в противопо­ложность симпатии, то есть 'сочувствию'. Термин эмпатия восходит к эстетике и пси­хологии XIX века, когда эмпатией обозна­чался способ понимания и объяснения объекта, основанный на моторной имита­ции и выводах из наблюдений над соб­ственными кинестетическими ощущениями.

Способность к эмпатии, по-видимому, связана с развитием довербальных взаимо­действий между матерью и ребенком, ког­да желания и потребности совпадают с реакциями на них. Возможность подобных совпадений является важнейшей предпо­сылкой аналитической практики. В анали­тической ситуации эмпатия является след­ствием 'свободно парящего внимания' и развитой автономии аналитика, представ­ляющей собой важный компонент его ра­бочего Я. Аналитик не должен относиться к эмпатии как к мистическому или трансцен­дентному феномену. Вербальная и невер­бальная активность пациента, его аффекты во время аналитической работы вызывают у аналитика резонирующие, так сказать, параллельные состояния. Самовосприятие или интроспекция аналитика становится в таком случае источником информации о пациенте. Эмпатия, следовательно, представ­ляет собой временную и частичную регрес­сию Я, обеспечивающую легко обратимую идентификацию с анализируемым и тем самым служащую аналитическому процес­су. Эмпатия может возникать в отсутствие вербальной коммуникации и понимания; в таких условиях она проявляется как реак­ция на переживание утраты аналитических взаимоотношений.

Эмпатия — процесс предсознательный, автоматический и 'беззвучный'. Она сосу­ществует с другими, более объективными способами получения информации о чувствах и поведении поциента. Чтобы добить­ся полного аналитического понимания, не­посредственные, эмпатические впечатления должны соотноситься и интегрироваться с другой информацией. Таким образом, эмпа­тия включает в себя многие компоненты — аффективные, когнитивные и логические, — которые, взаимодействуя, создают почву для аналитического лечения.

Эмпатия не подменяет собой анализ переноса и сопротивления, хотя и может предоставить информацию об этих процес­сах. Она является относительно нейтраль­ной и лишена компонента суждения — в отличие от родственных ей феноменов со­страдания и симпатии, от которых ее сле­дует строго отделять. Состраданию и сим­патии недостает объективности, они пред­полагают чрезмерную идентификацию и нередко приводят к появлению фантазий об избавлении. Эмпатия же в сочетании с другими способами аналитического наблю­дения и понимания может стать одним из важнейших источников контрпереноса.

С точки зрения психоаналитической психологии Самости (Kohut, 1959), эмпатия означает адекватное восприятие и реак­цию на чувство и потребности пациента. В целом психоанализ рассматривает эмпа­тию как сосредоточение на внутреннем мире пациента. Поэтому среди аналитиков принято говорить об эмпатических компо­нентах понимания, интерпретации или вме­шательства, не возводя эмпатию в ранг ос­новного принципа аналитической техники.

См. анализ, интернализация, интерпрета­ция, интуиция, психология Самости, рабочее Я, регрессия.




Данное понятие встречается в следующей литературе:

Basch, M. F. (1983) Emphatic understanding. JAPA. 31.
Burgner, M. & Edgeumble, R. (1972) Some problems in the conceptualization of early object relations
Greenson, R. R. (1960) Empathy and its vicissitudes. UP, 41.
Kohut, H. (1959) Introspection, empathy, and psycho-analysis. JAPA, 7.
Lewis, H. В. (1971) Shame and Guilt in Neurosis. New York: Int. Univ. Press.
Lichtenberg, J., Bornstein, M. & Silver, D., eds. (1984) Empathy, vols. 1 —2. Hillsdale& London: An
Olinick, S. Z. (1980) The Psychotheraputic Instrument. New York: Jason Aronson.