Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ФАНТАЗИЙ

ФАНТАЗИИ (FANTASY)
Общепринятым психоаналитическим примером фантазий являются дневные гре­зы — сюжетные отрывки психической дея­тельности, отражающие явные и откровен­ные потребности индивида в удовлетворе­нии сексуальных и агрессивных желаний или желаний самовозвеличения — форма ис­полнения желаний в воображении. В со­знательном и самом чистом виде фантазии возникают при измененных состояний пси­хики, сходных с теми, что наблюдаются при засыпании. Это состояние обычно называ­ют мечтанием.

Распространенным типом сознатель­ных фантазий, с которыми знакомы боль­шинство людей по собственному опыту, яв­ляются фантазии о сексуальном удовлет­ворении, сопровождающиеся либо не со­провождающиеся мастурбацией, а также фантазии о заглаживании вины, об устра­нении промахов, о богатстве, успехе, при­знании, силе, славе, о насильственных или разрушительных действиях и т.п.

Фрейд (1905) отмечал, что определенные функции, связанные с выживанием, относятся к "тому, что есть', к реальности; другие фун­кции, в частности те, что связаны с получе­нием удовольствия, остаются относительно свободными от потребностей приспособле­ния к внешней среде и сохраняются в не­изменном виде. Так, например, сосание пальца, являясь самостимулирующей актив­ностью индивида, осуществляется поначалу безо всякого сопровождающего содержа­ния; позже, однако, оно обычно сопровож­дается мыслями о взаимодействии с други­ми людьми. Образование фантазий пони­мается как процесс сочетания приятных ощущений с воспоминаниями о совместных с другими людьми переживаниях. При этом подобные воспоминания необязательно должны быть связаны с внешними событи­ями. Аналитики школы М. Кляйн считают, что фантазии могут быть врожденными.

В настоящее время бессознательный характер многих психических процессов не вызывает сомнений. Особенно это касается фантазий. Фантазии могут создаваться 'но ходу' либо 'вызываться' из памяти. Они могут быть полностью сознательными, осознавать­ся только при определенных условиях или не осознаваться под действием защиты.

Вполне возможно, что осознаваемая нами часть фантазий является, по сути, про­изводной различных бессознательных про­явлений или структур, не только генериру­ющих целый спектр сознательных образов и представлении, но и оказывающих важное организующее воздействие на ношу психи­ческую деятельность. Так, например, пытаясь объяснить, почему основная часть содержа­ния сновидений забывается при пробужде­нии, Фрейд (1900) предположил, что работа сновидения включает в себя фантазии, от­крывающиеся нам при воспоминании со­держания сна. Бессознательные фантазии могут быть ответственными за содержатель­ную сторону многих психологических сим­птомов, а также за формирование стойких паттернов, известных под названием черт характера.

Бессознательные фантазии на описа­тельном уровне сопоставимы с сознатель­ными дневными грезами, а на теоретичес­ком уровне — с понятием инстинктивных влечений. Последние включают в себя цель, объект и силу; импульсы [побуждения) пред­ставляют собой феномены, имеющие пря­мую связь с влечениями или их деривата­ми. Они могут включать в себя простые последовательности действий, такие, как предваряющая сексуальная игра и т.п. Однако дериваты влечений обычно органи­зуются с помощью опыта и памяти в более сложные психические структуры, ответствен­ные за отграничение желаемых действий, целей и объектов от реальных. Действия часто меняются, в одном сценарии могут присутствовать различные цели и использо­ваться образы воспоминаний о других лю­дях как о неких моделях или типах, а не о реальных персонах.Такие бессознательные шаблоны или бессознательные фантазии становятся факторами организации новых переживаний, а также воспроизведения паттернов прежнего удовольствия.

Формирование бессознательных фан­тазий отчасти определяется уровнем пси­хосексуального развития, и фантазии груп­пируются вокруг отдельных базальных по­требностей. Перцептивный опыт ребенка организуется сообразно его когнитивным способностям. Если в период анально-садистической фазы развития ребенок стано­вится свидетелем коитуса родителей, он, например, может "понять' этот акт по-сво­ему (соответственно организуя свою па­мять), а именно как садистское нападение отца на мать. Возникшая структура, обра­зование которой принято называть 'фанта­зией о первичной сцене', может оставать­ся или не оставаться бессознательной, даже тогда, когда она переживается. Но в любом случае против нее возникает защи­та. Структура фантазии модифицируется в результате защитных действий, вследствие чего бессознательная фантазия становится компромиссным образованием. Кроме того, когда фантазия активизируется внешними или внутренними стимулами, она не осоз­нается в своей первоначальной форме. В сознании могут проявиться лишь дериваты фантазии, подвергшейся защитной модифи­кации, то есть происходит дальнейшее из­менение фантазии в виде компромиссного образования. Как бессознательные фанта­зии, так и их сознательные дериваты, в ко­нечном итоге являются продуктом взаимо­действия побуждений, когнитивных способ­ностей, защитных операций и функций Сверх-Я.

Упорядоченную таксономию бессозна­тельных фантазий и их дериватов еще пред­стоит разработать. Однако некоторые типы фантазий являются, пожалуй, универсальны­ми, и их можно встретить в самых разных культурах. Они касаются рождения, бере­менности, первичной сцены, избиения, инце­ста, кастрации, бисексуальности (когда че­ловек играет обе роли при половом акте), семейного романа и др. Многие из этих фантазий приведены Фрейдом в эссе 'О сексуальных теориях у детей'. Содержание фантазии может быть связано с развитием или регрессией к той или иной стадии пси­хосексуальной организации. Некоторые формы фантазий причастны к возникнове­нию психопатологической симптоматики. Так, например, бисексуальные фантазии нередко наблюдаются у истерических лич­ностей; фантазии о слиянии с другими людь­ми часто встречаются при тяжелых формах психической патологии.

Помимо образования сновидений, психо­логических симптомов и черт характера фантазии служат многим другим функциям. В силу транскультурного сходства физио­логических переживаний и переживаний раннего детства многие элементы фантазий в разных культурах идентичны. Такая общ­ность создает основу эмпатии, творчества и получения удовольствия от художествен­ных произведений (Arlow, 1960; Sochs, 1942). Фантазия используется также и в защитных целях (A. Freud, 1936). Фантазия отчасти определяет настрои души , с которым мы воспринимаем внешние стимулы и органи­зуем их в жизненные события. Таким обра­зом, 'все, что воспринимается и пережива­ется в сознании, является результатом взаимодействия данных непосредственного опыта и бессознательной фантазии' (Arlow, 1969а, с. 23).

См. бисексуальность, инстинктивное вле­чение, первичная сцена, психосексуальное развитие, семейный роман, теория Кляйн, топографический подход, фантазия об из­биении, характер.




Данное понятие встречается в следующей литературе:

Arlow. J. A. (1969) Fantasy, memory and reality testing. PQ, 38.
Arlow. J. A, (1969) Unconscious fantasy and disturbances of mental experience. PQ, 38.
Boehm, F. (1930) The femininity-complex In men. UP.11.
Freud, A. (1936) The Ego and the Mechanisms of Defense. New York Int. Univ. Press.
Freud, S. (1900) The interpretation of dreams. SE, 4—5.
Freud, S. (1905) Three essays on the theory of sexuality. SE. 7.
Freud, S. (1908) On the sexual theories of children. SE, 9.
Freud, S. (1919) "A child is being beaten'. SE, 17.
Sochs, H. (1942) The Creative Unconscious Cambridge, Mass.: Sci. Art. Publishers.