Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ФИКСАЦИЯ

ФИКСАЦИЯ (FIXATION)
Сохранение архаических способов до­стижения удовлетворения, отношения к объекту и защитного реагирования на уг­розу. Так сказать, остатки прошлых дей­ствий, имевших место но ранних стадиях развития, 'фиксируются' в психике и готовы сыграть важную роль в более поздней си­туации. Фрейд впервые применил это поня­тие к перверсиям, которые включают в себя анахронические сексуальные черты, связан­ные с определенными аспектами детской сексуальности. В дальнейшем он использо­вал это понятие для описания травмы и различных невротических состояний. На­пример, невроз навязчивых состояний пони­мался им как основанный но фиксации на анальной стадии.

Фиксация рассматривалась Фрейдом также в связи с воспоминаниями и симпто­мами, инстинктивными влечениями и специ­фическими функциями Я и Сверх-Я. Им пе­речислен целый ряд факторов, мешающих развитию и имеющих отношение к фикса­ции: конституциональное предрасположе­ние, обстоятельства, в которых была достиг­нуто необычайная степень удовольствия или фрустрации, случайные события, сопутство­вавшие травме, и гипотетическая "вязкость" либидо. Таким образом, представление о фиксации способствовало развитию поня­тия навязчивого повторения.

Регрессия к точкам фиксации легко про­исходит при определенных видах стресса. Например, ребенок, достигший эдиповой стадии, может под влиянием тревоги вер­нуться к более ранней оральной или аналь­ной стадии и вести себя соответствующим этим стадиям образом.

Более серьезным нарушением, вызван­ным фиксацией, является задержка разви­тия. Ребенок не может перейти, частично или полностью, на новый уровень развития. Если либидинозное развитие оказалось в значи­тельной мере фиксированным/ он не всту­пит в эдипову стадию в соответствующем возрасте и останется фиксированным но оральной или анальной стадии. Если про­изошла задержка развития Я, ребенок мо­жет не достичь соответствующей возрасту проверки реальности. Индивид не сможет в достаточной мере разграничивать себя и объекты, используя преимущественно проек­тивные и идентификационные механизмы защиты. Неадекватное моральное развитие может стать следствием задержки развития Сверх-Я. Задержка может коснуться всех линий развития, где взаимодействуют Я, Оно и Сверх-Я.

Индивид может либо остановиться в определенной точке на линии нормально­го развития или задержаться на патологи­чески нарушенной стадии. Например, у ребенка, страдающего аутизмом, могут со­храняться нарушения из раннего периода развития.

См. психосексуольное развитие, разви­тие, травма.


Данное понятие встречается в следующей литературе:

Fenichel, 0. (1945) The Psychoanalytic Theory of Neurosis New York: Norton.
Freud, S. (1915-17) Introductory lectures on psychoanalysis. SE, 15& 16.
Sandler, J. & Freud, A. (1985) The Analysis of Defense. New York: Int. Univ. Press.