Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ФУНКЦИИ Я

ФУНКЦИИ Я (EGO FUNCTION)
Для осуществления различных задач Я использует некоторую совокупность функ­ций. Хотя они в определенной степени пе­рекрещиваются, тем не менее, принято вы­делять основные из них: перцептивную, относящуюся к объектам и реальности, за­щитную, регулятивную, синтезирующую и ин­тегративную, автономную и исполнительную. В данном разделе обсуждаются лишь те аспекты функционирования Я, которые име­ют непосредственное отношение к психо­анализу и психиатрии.

Отношение к реальности. Этот термин обозначает не только адаптацию к реаль­ности, осуществляемую с помощью Я и во­влекающую в деятельность всю личность, но также оценку и чувство реальности. Под адаптацией к реальности следует понимать приспособление к требованиям внешней среды, то есть мира вещей, объектов или ситуаций- Некоторые индивиды испытывают проблемы при изменениях в работе, эконо­мических затруднениях и в ситуациях не­осуществленных планов и надежд. Некото­рые родители не могут смириться с уходом из семьи или браком повзрослевших де­тей; некоторые дети не способны перено­сить преданность своей семье на супруга или близких. Проверка (оценка) реальнос­ти представляет собой способность к пра­вильной оценке внешнего мира и его обще­принятых значений. Наглядным примером нарушения этой функции является параной­яльный бред — убежденность в злонаме­ренности и угрозе, исходящих от нейтраль­ных и не несущих опасности людей. Если же индивид чувствует враждебное отноше­ние, но разумом понимает, что на самом деле это не так, оценка реальности остает­ся сохранной, несмотря на тяжелое эмоци­ональное нарушение.

В целом сохранность функции оценки реальности позволяет дифференцировать относительно нормальных и невротических индивидов от психотических, хотя во многих случаях такое разграничение является за­труднительным. Чувство реальности суще­ственно нарушается при многих патологи­ческих состояниях, например при шизофре­нии. В таких случаях весь мир может ка­заться измененным: небо выглядит мрачным и предвещающим беду, очертания зданий зловещи, люди нереальны, собственное тело чужое, а его части обособлены и т.п. Чув­ство реальности может временно нару­шаться при менее выраженной патологии, когда, например, сильные аффекты искажа­ют точность восприятия. Чувство реально­сти может, однако, оставаться сохранным доже при нарушении проверки реальнос­ти — некоторые несомненные параноики занимаются своими повседневными делами без каких-либо признаков утраты чувства реальности, но сохраняют не поддающие­ся коррекции бредовые представления.

Регуляция и контроль над влечениями. Проявляется в способности противостоять тревоге, фрустрации, депрессии, разочаро­ванию, отсрочке ожидаемого удовлетворе­ния и т.д. Индивид может сдерживать и адекватно распределять многочисленные требования к выражению исходящих изнут­ри побуждений, потребностей и желаний. Контроль над влечениями предполагает умение ждать, откладывать удовлетворение потребностей и не попадать впросак в не­ожиданных ситуациях. Он также предпола­гает способность доводить намерения до их осуществления, находить соответствующие способы ослабления и удовлетворения желаний и включаться в конструктивные и социально приемлемые формы деятельно­сти (сублимация).

Объектные отношения. Существуют два аспекта этой функции Я. Первым является способность формировать эмоциональные, дружеские отношения с другими людьми даже при наличии враждебных чувств. Эта способность тесно связана с формировани­ем позитивных психических образов этих объектов. Вторым аспектом является спо­собность сохранять стабильными позитив­ные объектные отношения и соответствую­щие им психические репрезентации в тече­ние долгого времени, несмотря на отдельные эпизоды враждебного взаимодействия. На­рушения объектных отношений принимают форму эмоциональной холодности и отстра­ненности, неспособности любить и поддер­живать чувство любви у других, замыкания на себе и собственных проблемах, беспомощ­ной зависимости от других или необходимо­сти доминировать над ними и бессердечно­сти, а также перверсий. По-детски зависи­мый индивид пытается заставить свою суп­ругу вести себя, кок его родители. Садомазохистские отношения (подобные тем, что изображены в пьесе 'Кто боится Вирджинии Вульф?') с постоянными и бесконечными склоками, пререканиями и побоями, могут приносить обоим партнерам болезненное удовлетворение. Перверсии характеризу­ются аномальными объектными отношения­ми различных степеней и видов или отсут­ствием объектных отношений. Отношения к объектам психотика являются искаженными, примитивными и нередко характеризуются необычной/ чрезмерной чувствительностью индивида, из-за чего психотические индиви­ды стремятся избегать отношений с людьми.

Процессы мышления. Способность вос­принимать происходящее, координировать, классифицировать и придавать определен­ное значение воспринятому; мыслить и де­лать умозаключения, сопоставлять, находить сходство и различия; вспоминать, концент­рироваться, обучаться, рассуждать, планиро­вать будущее, то есть все то, что мы обыч­но называем мышлением. Эта функция Я, отличающая человека от других животных, подвержена разнообразным нарушениям. Так, например, Ньютон и Паскаль, будучи с точки зрения естественных наук гениальны­ми мыслителями, в своих верованиях, моти­вах и поведении обнаруживали признаки серьезной патологии. Маленькие дети и люди примитивных культур склонны припи­сывать человеческие мотивы неодушевлен­ным предметом; следовательно, они живут в мире страха и сверхъестественных сил, справиться с которыми, по их мнению, можно только с помощью магических средств. Взрослые люди считают, что болезнь была вызвано демонами или колдунами; пока они не становятся способными диссоциироваться от такого мышления, в котором доминируют страхи и желания, добиться прогресса в преодолении заболевания не­возможно. Нарушения мышления, связан­ные с занятием мастурбацией в подрост­ковом возрасте, разрушили академическую карьеру многих одаренных детей.

Защитные функции. Открытие Фрейдом первой защитной функции — вытеснения — ознаменовало собой начало психоаналити­ческой теории. Представления Фрейда о защитных функциях Я постепенно менялись. Вначале он рассматривал Я как сознатель­ную часть личности, а защиту— попытку отразить неприемлемые сексуальные им­пульсы и желания — как более или менее сознательный процесс. В настоящее вре­мя считается, что подобно инстинктивным влечениям защиты действуют на бессозна­тельном уровне.

Защиты — это механизмы, используемые Я (равно как и другими системами психики) для того, чтобы избежать осознания сексу­альных и агрессивных побуждений, способ­ных вызывать тревогу у индивида. (Напри­мер, молодая пара, целующаяся на виду у всех, приведет кого-то в ярость, другого — к осознанию сексуального возбуждения, у третьего вызовет чувство зависти из-за та­кого свободного выражения сексуальности, четвертому будут угрожать провоцирующие тревогу импульсы.) Я, воспринимая возника­ющие импульсы, испытывает лишь незначи­тельную тревогу, вызванную антиципацией, и пытается защитить себя с помощью име­ющихся защит. Наиболее важными защит­ными механизмами являются интеллектуа­лизация, рационализация, идентификация (в качестве защиты чаще всего используется идентификация с агрессором), интроекция, проекция, отрицание, вытеснение, реактивное образование, изоляция, аннулирование, сме­щение и регрессия.

Автономные функции. Хотя большинство функций Я легко нарушаются инстинктивны­ми побуждениями, автономные функции были концептуализированы (впервые Гарт­манном) как относительно резистентные к подобным влияниям. Этими функциями яв­ляются восприятие, подвижность (ходьба, использование рук и т.п.), интенция (плани­рование, антиципация, определение целей), интеллект, мышление и речь. Считается, что эти первичные автономные функции — в отличие от таких функций, кок объектные отношения, защиты и т.д., — развиваются относительно независимо от влияния мощ­ных сил сексуальности и агрессии. Вторич­ными автономными функциями являются формы поведения, возникающие вначале в качестве защиты от инстинктивных влечений/ но в процессе развития становящиеся от­носительно свободными от таких влияний. (Индивид, протестующий против авторитар­ного родителя, но бессознательно стремя­щийся ему подчиняться, трансформирует свой протест в конструктивную социальную критику. В своей эффективной форме, ко­торую принимает протест, он освобождает­ся от пассивности и формы реактивного об­разования, в которой он зародился.)

Синтетическая, интегративная, или орга­низующая, функция. Способность Я объеди­нять, организовывать и связывать воедино разные влечения, тенденции и функции лич­ности позволяет индивиду чувствовать, ду­мать и действовать организованным и це­ленаправленным образом. Эта функция проявляется в разнообразных индивидуаль­ных переживаниях, удовлетворяющих влече­ния, интересы Я, социальные требования и т.д. гармоничным способом. Она может также соединять различные силы способом, не совсем адаптивным для жизни, но наибо­лее приемлемым с точки зрения индивида или ситуации. Симптомообразование, пред­ставляющее собой соединение двух проти­воположных тенденций, хотя и является не­приятным, оказывается более благоприят­ным для человека, чем когда он поддается опасным импульсом или пытается полно­стью их задушить. (Истерическая конверсия объединяет запретные желания и наказа­ние за них в физическом симптоме. В про­цессе исследования оказывается, что это яв­ляется единственным компромиссом, воз­можным в данных условиях.)

См. автономия, защита, инстинктивные влечения, компромиссное образование, кон­фликт, объект, психоз, структурная теория, сублимация.

[39,45,134,225,303,312,414,418,423, 521,522,505,640,751]