Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ГЕНИТАЛЬНОСТЬ

ГЕНИТАЛЬНОСТЬ (GENITALITY)
Психические свойства, феномены и пред­ставления, связанные с гениталиями. Анало­гично терминам анальность и оральность, генитальность является широким, общим понятием. В теории либидо утверждается последовательное доминирование сексу­альных зон (оральной,анальной,уретральной, фаллической), чему соответствуют опреде­ленные формы организации Я, рассматрива­емые как стадии. Эти стадии представляют собой теоретические конструкты, относящи­еся к развитию, и их нельзя смешивать с чув­ственным функционированием.

Генитальная стадия — это заключитель­ная стадия инстинктивного либидинозного развития. Предыдущие фазы и их конфликты интегрируются и соподчиняются соответ­ственно генитальной ориентации, представ­ляя новообразование, именуемое "прима­том генитальности", или психосексуальную зрелость. Фиксации и регрессии к более ранним стадиям препятствуют достижению примата генитольности и функционирова­нию, соответствующему генитальной фазе.

Продуктивность использования понятия примата генитальности в теоретических построениях и в клинике оспаривалось многими авторами.

Росс (1970), Березин (Panel, 1969) и Лих­тенштейн (1970) отвергают все определе­ния примата генитольности, отождествляю­щие его лишь с оргазмическим функциони­рованием. Способность к оргазму часто бывает никак не связана со зрелостью объектных отношений и возможностями Я. В клинике нередки случаи, когда сексуаль­ное генитальное функционирование сопро­вождается оргазмом, служащим прежде всего оральным или анальным целям. Сарлин (1970) дополнил представление о при­мате генитальности идеями, разработанны­ми позже в психологии Я, в частности, пред­ставлениями о кризисах развития, зрелости идентификаций, контроле над либидинозными и агрессивными влечениями, процессах нейтрализации и сублимации. Этот взгляд разделяет Кернберг (1977). Обсуждая про­блему любви, он говорит о 'нормальной ин­теграции генитальности со способностью к нежности и стабильным, глубоким объект­ным отношениям (с. 82). Разработанная Фрейдом теория либидо основывалась на реконструкции данных, полученных при ана­лизе взрослых. Данные аналитиков, рабо­тающих с детьми и подростками, получен­ные непосредственно от детей, являются более точными с точки зрения хронологии развития и определения подфаз. Дополни­тельные данные, вынуждающие к измене­нию исходных формулировок Фрейда, свя­заны 1) с непосредственными наблюдения­ми над детьми, 2) с современными разра­ботками психологии Я и теории объектных отношений и 3) с психологией нарциссизма и Самости.

Эриксон (1950) предполагает существо­вание ранней бисексуальной диспозиции у представителей обоих полов; он считает, что полная дифференциация генитальных моду­сов — 'мужского вторжения' и 'женского принятия' — возможна лишь в пубертате. Поэтому он предлагает заменить термин инфантильная генитальная стадия, предпо­лагающий сочетание модусов и модально­стей вторжения и принятия, более привыч­ным — фаллическая фаза.

Кестенберг (1968) говорит о наличии ранней инфантильной внутренней гениталь­ной фазы, в которой генитальные ощуще­ния внутри тела вызывают тревогу, ведущую к экстернализации этих ощущений на по­верхность тела или внешние предметы, на­пример куклу. Эта фаза предшествует фал­лической. В пубертатный период внутрен­няя генитальная фаза завершается, по­скольку все компонентные влечения, вклю­чая фаллические, интегрируются в специфи­ческий для каждого пола примат гениталь­ности.

Пэренс (1980) считает, что термин фал­лическая фаза характеризует первичный мужской тип развития как первичный, и предлагает термин первая инфантильная генитальная фаза для обозначения перио­да между 24 до 36 месяцами. Этот термин согласуется с представлением о том, что мальчики и девочки развиваются но осно­ве, соответственно, ранней первичной маскулинности или фемининности.

Ройф (1968) описывает раннюю гениталь­ную фазу, характеризующую развитие как мальчиков, так и девочек между пятнадца­тым и девятнадцатым месяцами жизни. Со­гласно наблюдениям, в этой фазе дети ре­гулярно стимулируют гениталии — либо непосредственно (рукой или предметом), либо косвенно (посредством раскачивания, сжимания бедер и т.д.). Он пришел к выво­ду, что генитальный катексис и осознание ге­нитальных различий между мальчиками и девочками возникают раньше, чем счита­лось до этого. Наблюдения показали, что дети делают различие между гениталиями и органами выделения, хотя незрелость образа тела препятствует высокому уров­ню дифференциации. Девочки, по-видимому, придерживаются единого представления об этой области как о клоаке, которое может сохраняться до подросткового возраста (Shopper, 1979). Таким образом, определе­ние того, что является 'гениталиями', зави­сит от степени отчетливости и дифферен­цированности образа тела.

См. психосексуальное развитие, символ [189,256,493,498,561,660,678,730,737, 754,780]