Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОСТЬ

ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОСТЬ (HETEROSEXUALITY)
Сексуальный интерес к лицом противо­положного пола и эротическая направлен­ность на них. Гетеросексуальная организа­ция личности основывается на половой идентичности, соответствующей анатомии и сексуальной идентичности, комплементар­ной идентичности противоположного поло. Исследования, проведенные на животных, показывают, что главную роль в установле­нии стереотипов ухаживания и совокупле­ния играют гормональные воздействия цен­тральной нервной системы (ЦНС). Хотя аналогичное обусловливание со стороны ЦНС, по-видимому, присуще и человеку, убе­дительных подтверждений этому нет.

Бесспорная роль в формировании сек­суальной ориентации принадлежит постна­тальным психологическим факторам. Это показано в исследованиях развития ораль­ных, анальных и фаллических влечений, со­ответствующего им катектирования объекта репрезентаций Самости и их последующей организации при доминировании гениталь-ности. Исходным пунктом становления ге-теросексуальности является развитие поло­вой идентичности на втором году жизни, на пике преодоления кризиса сепарации-ин­дивидуации. Половая идентичность включа­ет в себя базисную интернализацию меж­половых различий, идентификацию со своим полом и комплементарную идентификацию с противоположным полом, благодаря чему распознаются реципрокные репродуктив­ные роли того и другого пола — произво­дить и рожать ребенка). Успешное станов­ление половой идентичности у мальчиков предполагает дезидентификацию с мате­рью и идентификацию с отцом. Аналогич­ный процесс для девочек не обязателен, что наводит на мысль о том, что этот характер­ный для мальчиков дополнительный шаг влияет на их большую подверженность нарушениям половой и сексуальной иден­тичности.

Второй важной вехой на пути развития сексуальной ориентации является станов­ление сексуальной идентичности в эдипо­вой фазе- Нарастающее давление влече­ний, направленных на инцестуозные объек­ты, перестройка диадических объектных свя­зей в триадические, усиление страха каст­рации и соответствующее структурирова­ние психики делают этот период критиче­ским для развития сексуальной ориента­ции. Мальчики, у которых развивается гетеросексуальная идентичность, идентифициру­ются с отцом, несмотря но его вообража­емую роль потенциального оскопителя, по­скольку угроза переводится в структуры Сверх-Я и Я-идеала. Точно так же мальчики вытесняют инцестуозные желания по отно­шению к матери без замещения эротичес­кого интереса к женщинам идентификаци­ей. Остатки этих конфликтов и компромис­сов отражаются не только в гетеросексуальной идентичности, но и в личном эротизме, проявляющемся в предварительной сек­суальной игре, особой привлекательности определенных представителей противопо­ложного пола, а также в выборе сексуаль­ного и брачного партнера.

В женском варианте гетеросексуального развития девочка продолжает идентифи­цироваться с матерью, несмотря на чувство генитальной неполноценности и фантазий по поводу того, что мать лишила ее пениса. В этом помогает прочная половая идентич­ность. Нарциссическая обида девочки,чув­ства униженности, вины по поводу вообра­жаемой кастрации позволяют развиться не компенсаторной идентификации с отцом, а либидинозному интересу к нему. Посколь­ку воображаемый пенис уже отсутствует, девочки не так сильно переживают страх кастрации; соответственно и инцестуозный либидинозный катексис отца или тех, кто его заменяет, переносится девочками легче, чем мальчиками.

При формировании половой идентично­сти мальчиков — но не девочек — происхо­дит дезидентификация с первичным объек­том. С другой стороны, в эдиповой фазе гетеросексуальные девочки переносят свой фаллический либидинозный интерес к ма­тери в сторону более приемлемой гени­тальной ориентации, то есть на отца. Неко­торые авторы полагают, что подобное смещение определяет в дальнейшем то, что женщины чаще испытывают любовные и сексуальные неудачи.

У гетеросексуальных индивидов не столь выражен негативный эдипов комплекс. Од­нако остаточные бессознательные гомосек­суальные желания до некоторой степени сохраняются после разрешения этого комп­лекса и способствуют процессу комплемен­тарной идентификации с противоположным попом, который начался с формированием половой идентичности. Мужчина, например, может оценить то, что женщина любит мужчи­ну, он может также обнаружить истинную, хотя и сублимированную женственность в своей нежности и заботе.

Нередко гетеросексуальность сравнива­ется и противопоставляется гомосексуаль­ности. Главное различие между ними состо­ит в том, что, несмотря на компромиссные образования, которые могут повлиять на сексуальное поведение, при гетеросексуальности сохраняется либидинозный интерес к противоположному полу и репрезентации Самости, комплементарные противополож­ному полу. Именно это имеет место, напри­мер, при гетеросексуальных перверсиях, даже если сексуальные проявления могут быть компромиссными.

См. гомосексуальность, половая идентич­ность, психосексуальное развитие, эдипов комплекс.




Данное понятие встречается в следующей литературе:

Freud, S. (1925) Some psychical consequences of the anatomical distinction between the sexes. SE, 1
Galenson, E. & Roi phe, H. (1976) Some suggested revisions concerning early female development. JAP
Galenson, Е. & Roi phe, H. (1980) The preoedipal development of the boy. JAPA, 28.
Meyer, J. (1985) Ego-dystonic homosexuality. In: Comprehensive Textbook of Psychiatry, 4th ed., ed.
Panel (1970) The development of the child's sense of his sexual identity. Virginia, L. Glower, repo