Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ХАРАКТЕР

ХАРАКТЕР (CHARACTER)
Устойчивое, структурированное функци­онирование индивида. В восприятии на­блюдателя характер представляет собой привычный способ мышления индивида, его чувствования и поведения. В психодинами­ческом понимании характер определяется как привычный способ разрешения интра­психических конфликтов. Характер являет­ся самостоятельным и независимым поня­тием, тем не менее можно провести разли­чия с другими терминами, обозначающими наиболее общие аспекты личности, такими, как идентичность. Самость и Я.

Характер человека слагается из опре­деленных целостных образований — черт характера, каждая из которых состоит из комплекса связанных между собой дерива­тов влечений, защит и компонентов Сверх-Я. Черты характера, как и невротические симптомы, являются компромиссными обра­зованиями. Однако черты характера более устойчивы, нежели симптомы, они способны лучше связывать тревогу и переживаются субъектом кок часть Самости (как синтонные Я). Черты характера можно также рас­сматривать в качестве паттернов поведе­ния, развивающихся во времени и отража­ющих попытки разрешения интрапсихичес­ких конфликтов. Понятие характера тесно связано с понятием индивидуального защит­ного стиля.

Организация характера является более абстрактным термином, чем черта характе­ра. Организация характера представляет собой целостное единство, не доступный наблюдению синтез черт, о котором можно судить по поведению и установкам индиви­да. Однако организация характера — по­нятие более конкретное и менее метафо­ричное, чем Я, оно не используется при построении метапсихологической трехком­понентной модели психики. Чаще этот тер­мин применяется в клинических описаниях, однако он имеет малую объяснительную ценность.

Формирование характера— это про­цесс развития, отличающийся от развития Я, при котором устойчивые паттерны мышле­ния, чувствования и действия консолидиру­ются в виде компромиссных образований, отражающих способы разрешения интра­психической борьбы между импульсами вле­чений, с одной стороны, и различными сила­ми сдерживания, изменения и удовлетворе­ния этих влечений — с другой. То, как Я до­пускает, отторгает или преобразует требо­вания влечений, во многом зависит от окру­жения развивающегося ребенка. Внешнее окружение (в первую очередь родители) оказывает специфическую фрустрацию, бло­кирует одни способы реагирования на эту фрустрацию и поощряет другие, подсказы­вая, как можно справляться с конфликтами между инстинктивными потребностями и страхом дальнейших фрустраций. Более того, посредством идентификаций, ценностей и идеалов, возникающих при разрешении эдипова конфликта (процесс формирования Я-идеала и Сверх-Я), окружение даже созда­ет определенные желания у индивида,уста­навливая конкретные цели. Так осуществля­ется опосредованное воздействие окруже­ния на выбор индивидом путей приспособ­ления внутренних потребностей к внешней реальности. Моделью для развития Я, Я-идеала и Сверх-Я, формирующихся на основе процессов интроекции и идентификации, яв­ляются родители ребенка. То, как повлияют родители но формирование характера ре­бенка, зависит от стадии развития, в которой возникают определяющие ситуации, включа­ющие в себя травму и конфликт. Это зави­сит также от того, принимает ли ребенок поддерживающее или запрещающее пове­дение родителей, старается ли подрожать им или стремится быть на них непохожим. С другой стороны, решение конфликта путем приспособления к реальности, с помощью цельного и гибкого поведения определяется набором врожденных возможностей и спо­собностей, включающих соотношение сексу­альных и агрессивных влечений, а также другие генетические и динамические факто­ры. И наоборот, под влиянием фиксации и регрессии может возникнуть невротическое компромиссное образование, проявляюще­еся в виде психопатологической симптома­тики или лишенных гибкости патологических черт характера.

Хотя далеко не все, что принято относить к понятию характера, является результатом конфликта, аналитиком в своей работе чаще всего приходится иметь дело с черта­ми, возникающими в результате интрапсихи­ческого конфликта. Относительно того, ког­да начинает формироваться характер, существуют определенные разногласия. Различия имеются уже у новорожденных, однако предсказать, какие черты закрепят­ся в качестве компонента стабильной пси­хической структуры индивида, затруднитель­но. Это является предметом современных исследований. Можно утверждать, что фор­мирование характера начинается уже в утробе матери. Однако устойчивая органи­зация характера появляется лишь после разрешения эдипова конфликта и образо­вания дискретного, организованного Сверх-Я. Этот процесс в целом завершается во время индивидуации в подростковом возра­сте. Однако события последующей жизни, как позитивные, так и негативные, могут ока­зывать существенное влияние на характер индивида.

Расстройство характера представляют собой разнородную группу патологических нарушений, проявляющихся в виде устойчи­вого и лишенного гибкости поведения, не сопровождающегося чувством дискомфор­та. Если лица с невротическими расстрой­ствами жалуются на свои симптомы, то при расстройствах характера жалобы предъяв­ляются, как правило, со стороны родствен­ников, друзей и коллег пациента. Неврозы представляют собой набор определенных симптомов, расстройства характера затра­гивают всю личность и особенно те функ­ции Я, которые обусловливают толерант­ность к фрустрации, регуляцию влечений, аффективные реакции и объектные отно­шения. Близкий к этому термин невроз ха­рактера, широко употреблявшийся в про­шлом, обозначает группу 'бессимптомных неврозов'. Очевидно сходство между поня­тиями расстройства характера и психонев­роза: во многих случаях одно и то же на­звание применяется для обозначения как типа характера, так и соответствующей ему невротической симптоматики, например, обсессивный характер, фобический характер и т.п.

Лица с расстройствами характера раз­решают внутренние конфликты путем фор­мирования устойчивых реактивных образо­ваний, которые либо позволяют в ограни­ченных условиях достигать частичного удов­летворения инстинктивных желаний, либо требуют от индивида полного отказа от этих желаний, что выражается в торможе­нии их активности в работе или игре. Та­кая ригидность характера требует сохра­нения устойчивых механизмов защиты от инстинктивных импульсов и связанных с ними аффектов — тревоги, раздражительно­сти, депрессии, чувства вины и униженнос­ти. Сюда относятся также потребность в любви, безопасности, повышении самооцен­ки и удовлетворении пассивных желаний. Типичные реакции проявляются лишь при определенных обстоятельствах, с другой стороны, характерологические расстрой­ства могут выражаться независимо от ситу­ации в виде неспецифических и лишенных избирательной направленности прояв­лений.

Рационализация мотивов и идеализация поведения могут затушевывать имеющую­ся патологию установок, черт характера и паттернов реагирования. При этом общий результат деятельности таких лиц может быть вполне адаптивным и приносить ре­альную выгоду. Поэтому они склонны рас­сматривать собственное поведение как оп­равданное, разумное, адекватное и созна­тельное. Поскольку расстройства характе­ра, как правило, являются синтонными Я (в отличие от невротических симптомов), инди­виды с такими расстройствами почти не испытывают необходимости в изменении своего поведения. Патологический харак­тер способен в достаточной мере удовлет­ворить инстинктивные потребности, не вы­зывая при этом ни тревоги, ни чувства вины, а поведение человека доставляет пробле­мы не столько ему самому, сколько его ок­ружению. Однако люди с расстройствами характера выдают себя постоянной уста­лостью и неудовлетворенностью жизнью, своей специфической или общей скованно­стью, ограниченной и ригидной адаптацией или неожиданным прорывом отраженных импульсов в непосредственной или иска­женной форме. Если индивид постоянно ощущает на себе последствия своих дей­ствий, будь то на личностном или социаль­ном уровне, он может обратиться за меди­цинской помощью.

Анализ аномалий характера необходим по многим причинам. Однако он вызывает тревогу и выроженное сопротивление ана­лизируемого еще до того, как ему удается распознать природу инстинктивных импуль­сов и реконструировать детские ситуации, породившие интрапсихические конфликты. Усиление тревоги вызывает невротическую симптоматику, препятствующую успешному разрешению конфликта.

Лечение расстройств характера — за­дача долгая и сложная. Эффективная интер­претация возможна лишь при условии ана­лиза сопротивления характера в виде со­противления переносу. Для этого требует­ся активная позиция аналитика, поскольку сам пациент не склонен рассматривать черты своего характера как патологичес­кие. Иногда такой аналитический процесс называют характероанализом, хотя сейчас этот термин употребляется нечасто, ибо большинство аналитических техник так или иначе направлены на анализ стабильных паттернов, которые и составляют характер.

Проблема классификации черт и рас­стройств характера на типы характера удовлетворительным образом до сих пор не решена. Основным препятствием здесь яв­ляется терминологическая путаница/ обус­ловленная различиями в уровнях обобще­ния эмпирических наблюдений. В качестве упорядочивающего принципа могут служить проявления либидинозной фазы (например, анальный характер), защитные механизмы (например, компульсивный характер) или поведенческие проявления (например, пас­сивно-агрессивный характер). Типы харак­тера представляют собой произвольные описательные единицы, не имеющие доста­точной объяснительной ценности, но тем не менее используемые для концептуализации психопатологических паттернов. Нарушения характера не имеют строго определенно­го места в спектре проявлений между нор­мой и патологией. Так, например, некоторые черты нарциссического характера, указыва­ющие на выраженную патологию, не обя­зательно будут препятствовать адаптации в определенных выбранных индивидом вне­шних условиях, тогда как стеснительность или чувство неполноценности, в основе ко­торых лежат конфликты более высокого уровня, могут сделать человека недееспо­собным. Ненормальность становится рас­плывчатым понятием, когда оно применяет­ся к чертам характера, поскольку оно требует учета социокультурных условий, в которых осуществляется данное поведение. Здесь необходимо учитывать кок внутренние факторы (например, гибкость черты харак­тера), так и внешние. Адаптация не тожде­ственна конформизму. В иных случаях про­тест является признаком силы и автономии.

Конкретные типы характера будут об­суждаться отдельно, но некоторые из них рассмотрим здесь в виде примеров. У од­ного и того же человека могут сосущество­вать внешне противоположные черты. Это обусловлено структурой компромиссного образования, в котором может быть выра­жена та или иная его часть. Так, например, человек с оральным характером может проявлять оптимизм и уверенность в себе либо депрессию и враждебную зависи­мость — в соответствии с тем, удовлетворе­ны или фрустрированы оральные потреб­ности, лежащие в основе его поведения. Такие лица своим пассивным поведением могут побуждать других заботиться о них или проявлять каннибальскую агрессивную не­насытность. Они могут быть великодушны­ми и благородными, отождествляя себя с кормящей матерью, но могут быть жадными и малодушными, идентифицируясь с фрустрирующей матерью.

Если черты характера, формирующиеся на основе конфликтов оральной фазы, уда­ется определить с помощью функций, на­правленных на удовлетворение соответ­ствующих потребностей, то проявления ха­рактера анальной фазы более или менее легко определяются их защитными паттер­нами. Поэтому компульсивный характер, представляющий собой форму опального характера, описывается в терминах сово­купности характеристик, проистекающих из защитных реактивных образований. Как правило, они включают в себя прямолиней­ность, бережливость и перфекционистские стремления. Лица с уретральным характе­ром описываются как честолюбивые, посто­янно соперничающие, но склонные к стыд­ливости. Лица с фаллически-нарциссичес­ким характером склонны к безрассудству (контрфобическому), самоуверенности и демонстративности. Генитальный характер — психоаналитический термин, обозначающий идеальный уровень психосексуального раз­вития, — это человек, достигший полного примата генитальности в психосексуальном развитии, преодолевший эдипов комплекс и способный к постамбивалентной объект­ной любви.

Черты характера, основанные но реак­тивных образованиях или фобическом из­бегании, препятствуют удовлетворению вле­чений. Черты характера, в которых преоб­ладающим способом защиты является суб­лимация, допускают целесообразное и адаптивное удовлетворение и рассматри­ваются как более или менее нормальные. Таким образом, в соответствии с одним из подходов, цель характероанализа состоит в замещении реактивных черт характера сублимированными.

Помимо типов характера, описанных на основе либидинозных фаз и защит, применя­ются и другие типологические термины, кото­рыми обозначаются патологические кон­стелляции, включая те, что проистекают из парциальных влечений. К этой группе отно­сятся 'как будто личность', паранойяльный, депрессивный, пограничный,истерический, нарциссический, невротический, фобический, психотический, садистский, шизоидный, шизотипический и социологический характеры. Наконец, существуют типы характера, кото­рые не подпадают ни под одну классифика­цию, но хорошо известны благодаря таким дескриптивным терминам, как 'исключения', 'сокрушенные успехом' и 'невроз судьбы'.

См. вышеописанные типы характера, см. также защита, идентичность, компромиссное образование, развитие. Самость, симптом, структурная теория, теория либидо.

[6, 10,62,63,202, 257, 291,317, 672,673, 717]