Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Я, ЭГО

Я, ЭГО (EGO)
Один из важнейших терминов в истории развития психоаналитической теории. При­нято различать раннее и более позднее значения Я, применяемые до настоящего времени. В ранних работах Фрейд иног­да использовал термин Я для обозначения всей (психической) личности; иногда оно подразумевало организованную группу идей. Те из этих идей, которые могут быть допущены в сознание, и образуют Я. Дру­гие же являются неприемлемыми и принад­лежат бессознательному. Таким образом, в своей ранней концепции Я Фрейд делал акцент на защите, одной из основных его функций.

В современном употреблении термин Я принято соотносить с более поздним фрей­довским определением Я как одной из трех основных частей психического аппарата (Freud, 1923). Хотя Я располагает сознатель­ными компонентами, многие из его опера­ций производятся на основе автоматичес­ких и бессознательных механизмов. Раннее значение термина Я в настоящее время заменено понятием Самости. При чтении психоаналитической литературы смысл, вкладываемый в термин Я, проще опреде­лить по тому периоду, к которому относит­ся та или иная работа-Новорожденный ребенок существует в недифференцированном психическом со­стоянии, из которого постепенно развивает­ся Я. Реализация матрицы Я—Оно основы­вается на взаимодействии двух факто­ров — конституционального (генетически обусловленного развития паттернов цент­ральной нервной системы, органов чувств и тела в целом) и переживаний в окружа­ющем мире при взаимодействии с объек­тами. Я занимает позицию между первич­ными влечениями, основанными на физио­логических потребностях, и требованиями внешнего мира; в качестве интернализированных психических репрезентантов того и другого оно служит посредником между индивидом и внешней реальностью. Я вос­принимает физические и психические по­требности Самости, свойства и установки внешней среды, включая объекты, и оцени­вает, координирует и интегрирует эти вос­приятия, чтобы приспособить внутренние запросы к внешним требованиям; наконец, Я снижает напряжение, исходящее от вле­чений и желаний, разряжая их либо путем уменьшения интенсивности влечений, либо посредством преобразования внешней си­туации. Важной задачей Я является дости­жение оптимального удовлетворения ин­стинктивных стремлений за счет сохране­ния "добрых отношений' как с внешним миром, так и со Сверх-Я (внутренним реп­резентантом норм поведения и моральных требований). Для выполнения этой задачи необходимо защитное приспособление, ре­дуцирующее необычайно сильные внутрен­ние и внешние стимулы. В физиологичес­ком отношении оргоны чувств устроены так, чтобы воспринимать только определенные стимулы, игнорируя либо редуцируя другие. Это особенно важно для младенца, не об­ладающего достаточно развитой защитой. (Физиологические механизмы младенца, служащие этой цели, проявляются в виде общего стимульного барьера или предо­хранительного щита.) В психическом отно­шении развиваются и сохраняются опреде­ленные защитные функции, предохраняю­щие от осознания конфликтных требований, исходящих от Оно (примитивных побужде­ний, импульсов, биологических потребностей и т.п.) и Сверх-Я, если они продуцируют не­выносимую тревогу.

Для эффективной роботы отдельных функций Я (например, восприятия, способно­сти передвигаться, намерения, антиципации, целеполагания, планирования, интеллекта, мышления и речи) необходимо их созрева­ние в относительно свободной от конфлик­тов среде (концепция Гартманна о первич­ной автономии Я) или такое развитие, при котором они могут осуществляться без чрезмерных конфликтов (вторичная автоно­мия). Согласно теоретическим положениям Гартманна и других авторов, психическая энергия, уходящая на этот конфликт, нейтра­лизуется и, таким образом, становится дос­тупной для дальнейшего развития Я. В ка­честве составной части своей адаптации к реальности Я должно также развить способ­ность к относительно стабильным взаимо­отношениям с объектами, в частности, с про­тивоположным полом, от которого зависит удовлетворение инстинктивных потребнос­тей. Индивид должен научиться формиро­вать стойкие эмоциональные, дружеские взаимосвязи с другими с минимальными проявлениями враждебности (константность объекта).

Не следует рассматривать Я в качестве некоего антропоморфного исполнительно­го органа или как часть головного мозга. Скорее, этот термин отображает полезный способ осмысления базальных аспектов человеческого поведения. Традиционно Я определялось как группа функций, которые развиваются, подвержены самым разным нарушениям и могут стать более эффектив­ными благодаря психиатрическому и, в ча­стности, психоаналитическому лечению.

Функции Я многочисленны, и лишь не­многие индивиды научаются использовать их в полной мере. Некоторые индивиды очень плохо функционируют в одних обла­стях, но имеют явный успех в других (амби­циозные, энергичные, успешные исполните­ли, не переносящие родительских требова­ний; образованные и прекрасные ученые, до смешного неприспособленные в обыден­ной жизни). Кроме того, существуют люди, у которых заметные успехи достигаются бла­годаря нарушениям в сфере Я (фанатич­ные параноики, способные зажечь милли­оны людей своими бредовыми убеждения­ми). Тем не менее адаптация к реальнос­ти, будучи одной из важнейших функций Я, может принимать самые необычные фор­мы. Поэтому оценка Я должна произво­диться не в целом, а с точки зрения его спе­цифических функций.

См. адоптация, защита, развитие Я, струк­турная теория, функции Я.