Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Я-ИДЕАЛ

Я-ИДЕАЛ (EGO-IDEAL)
Термин, первоначально использовавший­ся Фрейдом (1914, 1921) для обозначения того, что позже было названо им Сверх-Я, то есть психического образования со специфи­ческими психическими функциями, включаю­щими в себя построение системы мораль­ных норм, называемой также совестью (включая самонаблюдение и самокритику), цензуру сновидений, проверку реальности (эта функция в конечном счете стала рас­сматриваться как функция Я) и, наконец, фор­мирование идеального образа себя.

В настоящее время большинство ана­литиков рассматривают Я-идеал как сово­купность функций в структуре Сверх-Я. Некоторые авторы считают "идеальные концепции Самости' и 'идеализированные качества объектов любви' двумя основны­ми исходными частями Я-идеола. В психо­логии Самости эти части описываются тер­минами грандиозная Самость и идеализи­рованный объект (самообъект). Другие ав­торы подчеркивают, что Я-идеал относится к множеству репрезентантов, дифференци­рующихся на протяжении жизни: 1) идеаль­ный: объект— образ почитаемого, идеали­зированного и всемогущего объекта; 2) идеальный ребенок— родительский идеал желанного и любимого ребенка, восприни­маемый этим ребенком (позже эта репре­зентация становится частью того, 'каким я должен стать'); 3) идеальная Сомость — представление о том, кем 'я хочу быть', о том, что может обеспечивать максимальное удовлетворение и сводить к минимуму аг­рессивные проявления против Самости;

4) идеальные отношения— репрезентация желанных, оптимальных взаимоотношений. К этим четырем аспектам Я-идеала отно­сятся репрезентанты действий, которые следует совершить или которых следует избегать, чтобы добиться желаемых отно­шений. Эти различные репрезентации слу­жат 'мерилом' для оценки того, насколько индивид соответствует ожиданиям со сто­роны своих визави; они могут также помо­гать выявлять причину неудач, вызывающих аффекты неудовольствия.

Первичные аффекты, связанные с функ­ционированием Я-идеола или Сверх-Я, чув­ствами стыда и вины, нередко перекрываются; тем не менее здесь можно провести оп­ределенные различия. Чувство стыда пре­дохраняет интегральный образ Самости, чувство вины — интегрированность объек­та. Таким образом, чувство стыда относит­ся в первую очередь к неудачам, слабости или к изъянам Самости — к неспособнос­ти видеть себя таким, каким хотелось бы, чтобы тебя воспринимали другие. Чувство вины связано с 'нападением' на других — нарушением личных норм поведения, осно­ванных на 'идеальных отношениях'.

Репрезентанты Я-идеала основываются на идентификациях — как с идеализирован­ными родителями, так и с прежними обра­зами Самости. Однако в некоторых случа­ях Я-идеал может оказаться совершенно противоположным таким идентификациям. Подобная дезидентификация, или негатив­ная идентичность, отражает интрасистемный конфликт между частями Сверх-Я (идеала­ми, ценностями) или частями Я. При усиле­нии такого конфликта он может привести к патологии, например к конфликту идентич­ности. Расщепление идентичности часто сопровождается импульсивным поведением и значительно реже — симптомами депер­сонализации.

Хотя Я-идеал формируется в ходе разви­тия Я, при некоторых патологических состо­яниях обнаруживаются ранние образы, свя­занные с проявлениями примитивных влече­ний (фантазии о слиянии, чрезмерные амби­ции), которые сохраняются и могут повлиять на формирование Я-идеала на более по­здних стадиях. Такая патология свидетель­ствует об уязвимости индивида к нарцисси­ческой травме и о тенденции к переживанию интенсивных архаических аффектов, таких, как гнев, стыд, депрессия и тревога, а также дериватов нарциссических аффектов — за­висти, ревности, злости и презрения. А. Райх (1954) отмечала роль садистских предше­ственников Сверх-Я и архаических форм Я-идеала в патологических состояниях, харак­теризующихся незрелостью сексуальных идеалов, неустойчивостью связей Я и смеше­нием желаемого и реальности.

См. деперсонализация, идеализация, идентичность, интернализация, конфликт, Сверх-Я, чувство вины, чувство стыдо.

[190,280,423,432,451,512,687,705,749, 904]