Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

ИДЕАЛИЗАЦИЯ (IDEALIZATION)
Нереалистичное завышение личностных атрибутов объекта. Индивиду, превозноси­мому до экзальтированного признания его совершенством, могут приписываться проти­воречивые качества, соотносимые с либидинозным или агрессивным катексисом. Идеализация сопровождается чувствами восхищения, благоговения, почитания, обо­жествления, очарования. Впервые этот про­цесс описан Фрейдом в связи с феноме­ном влюбленности. Идеализироваться могут как объект, так и сом индивид.

Фрейд постулировал состояние инфан­тильного нарциссизма, включающего в себя чувство всемогущество, связанное со стади­ей первичной идентификации или единения с матерью. Согласно его теории, это состо­яние исчезает, когда ребенок осознает свою обособленность, одиночество и бес­помощность; тогда исходное чувство всемогущества приписывается родителям по­средством идеализации. Когда родители не оправдывают ожиданий, фрустрация ребен­ка приводит к отвлечению некоторого ко­личества идеализирующего либидо на субъекта, что обеспечивает энергию для идентификации и обретения структур Я, контролирующих влечения и регулирующих напряжение в течение доэдиповой стадии. На протяжении этого в сущности анаклитического периода, когда отношения основа­ны на потребности в удовлетворяющем объекте, преувеличение значимости родите­лей соответствует нуждам ребенка, а роди­тель, исполняющий все желания, является отражением детских переживаний удовлет­ворения. Идеализация изменяется в связи с чередованием удовлетворенности, фрус­трации, гнева. Позже, когда родители ста­новятся значимыми независимо от потреб­ности (константность объекта), идеализация все более переходит 'на службу' защиты. Мать, которая в идеале привлекательна и не оказывает сопротивления, может пара­доксальным образом стать также идеаль­но девственной и неприступной. Отец, пре­увеличенно могущественный и внушающий страх, может одновременно воспринимать­ся кок гуманный и справедливый.

В фаллически-эдиповой стадии опреде­ленные аспекты идеализированных обра­зов родителей интернализируются в виде Сверх-Я, действующего так, как это делали родители, в плане установления норм, вы­движения запретов и осуществления нака­заний. Фрейд изначально описывал Сверх-Я антропоморфически, как Я-идеал. В со­временном употреблении выделяются две составляющие Сверх-Я. Я-идеал основыва­ется на нарциссически гипертрофирован­ных элементах взаимодействия ребенка с родителями и соотносится с ценностями, стремлениями и притязаниями. Несоответ­ствие этим стандартам, как правило, ведет к появлению чувства стыда. Идеализиро­ванные агрессивные и запрещающие фи­гуры интернализируются в части Сверх-Я, соответствующей совести, которая иниции­рует аффект вины и наказания за проступ­ки. Интернализация этих идеализированных аспектов родительских образов способ­ствует психической экономии; она защища­ет личность от нарциссической регрессии в период наибольшей ранимости ребенка (в фаллически-эдиповой фазе), сдерживая направленные на объект влечения и таким образом усиливая контроль Я над влече­ниями.

Интернализация сопровождается посто­янной потребностью в идеализации и воз­величении родителей (особенно родителя одного с ребенком поло) для установления связи с могущественной фигурой. При фру­страции этой потребности — утрате, безот­ветности, депривации или разочаровании — базисное структурирование Я-идеала и Сверх-Я может быть затруднено. Даже пос­ле интернализации разочарование в роди­телях может свести на нет установившую­ся идеализацию и инициировать новый поиск идеального внешнего объекта, чтобы поддержать то, что внутренне ослаблено.

Идеализация продолжается на протяже­нии жизни. Особенно она заметна в под­ростковый период. Во время психоаналити­ческого лечения пациент нередко идеализи­рует аналитика. Если для аналитиков, рабо­тающих в рамках традиционного подхода, понимание истоков такого отношения пред­ставляется обязательным для правильного проведения анализа, то теоретики, разраба­тывающие психологию Самости, считают, что идеализация аналитика необходима для замещения функций части психического аппарата, которые недостаточно прочно закрепились в детском или младенческом возрасте. По их мнению, идеализацию сле­дует поддерживать до тех пор, пока она служит функции отсроченной интернали­зации.

См. интернализация, нарциссизм, Сверх-Я, эдипов комплекс, Я-идеал.


Данное понятие встречается в следующей литературе:

Bernfeld, S. (1931) Zur Sublimierungslehre. Imago, 17.
Freud, S. (1923) The ego and the id. SE, 19.
Jacobson, E. (1964) The Self and the Object World. New York: Int. Univ. Press.
Kernberg, O. F. (1967) Borderline personality organization. JAPA, 15.
Kohut, H. (1971) The Analysis of the Self. New York: Int. Univ. Press.
Reich, A. (1960) Pathologic forms of self-esteem regulation. PSOC, 15.