Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ИНФАНТИЛЬНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ

ИНФАНТИЛЬНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ (INFANTILE SEXUALITY)
Проявления психосексуального развития до подросткового возраста. Они отражают соответствующее определенным фазам созревание сексуального влечения (которое само подчиняется закономерностям общего развития) и постепенное развитие способно­сти к формированию объектных отношений.

В ходе развития отдельные области тела ребенка (эротогенные зоны) становят­ся важными участками напряжения, удовлет­ворения и дистресса (то есть удовольствия или неудовольствия). Сначала оральная (рот, губы, язык), затем анальная, уретральная и, наконец, генитальная области наделяются повышенной способностью к обеспечению удовольствия и разрядке напряжения. Од­нако период развития столь непродолжите­лен, что даже при доминировании одной из зон в очередной фазе остальные зоны по-прежнему активны и способны обеспечи­вать эротическое удовлетворение. Поэто­му катексис одной из зон не означает отсутствие такового в отношении остальных.

Ребенок от рождения отличается гене­тически заложенной способностью обра­зовывать аффективные связи с другими людьми. Поскольку базисные телесные по­требности (например, голод) удовлетворяют­ся через контакты с объектами, удовлетво­ряющая Стимуляция, связанная с различны­ми эротогенными зонами, усиливает привя­занность к объекту и дает импульс (парци­альное влечение) к последующему удовлет­ворению. Удовольствие интрапсихически ассоциируется с присутствием объекта.

Однако ребенок способен и к самоудов­летворению (например, посредством соса­ния пальца или задержки стула). Таким об­разом, удовлетворение дериватов влечений может быть отнесенным к объекту или аутоэротическим.

С возникновением Я у ребенка начина­ет возникать психическая репрезентация отсутствующего в данный момент объекта, что повышает удовольствие от аутоэротической активности. В ходе дальнейшего разви­тия с обретением опыта сексуальные фанта­зии постепенно усложняются, приводя к кон­фликтным представлениям эдипова периода с сопутствующей генитальной мастурбаци­ей или без таковой. Впоследствии они пере­растают в подростковые и взрослые фанта­зии при мастурбации. В латентном периоде (периоде сексуальной статичности, продол­жающийся с конца фаллически-эдиповой фазы до наступления подросткового возра­ста) сексуальные побуждения в значительной степени вытесняются.Такое вытеснение, однако, не является полным, и инфантильная сексуальность, хотя и принимает другие фор­мы активности, сохраняется, выражаясь в симптомообразовониях, в структуре характера или в мастурбации.

С достижением подросткового возрас­та у индивида появляется возможность сек­суального удовлетворения посредством внешнего объекта. Теперь он вынужден противостоять собственным фантазиям и желаниям, часть которых является дерива­тами парциальных влечений, ранее на со­знательном уровне не принимавшихся. После того как сексуальные элементы орга­низуются при примате гениталий, остатки инфантильной сексуальности находят нор­мальное выражение в виде предваритель­ной эротической игры (взгляды, прикоснове­ния, поцелуи и т.п.). Созревание сексуальной организации сочетается, как правило, с ук­рощением агрессивного влечения, возрас­танием контроля над инстинктивными про­явлениями и слиянием любовной нежности и сексуального желания в едином объект­ном отношении. Некоторые индивиды, од­нако, не достигают взрослой генитальной организации вследствие конституциональных особенностями, проблем развития или интрапсихического конфликта. Их сексуаль­ная активность напоминает таковую при инфантильной сексуальности с точки зре­ния условий или способа разрядки, необхо­димых для достижения удовлетворения или обусловленных характером объектных от­ношений (например, привязанностью к пар­циальным объектам).

См. инфантильный невроз, компонентные влечения, объект, перверсия, подростковый возраст, психосексуольное развитие.