Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ИНФАНТИЛЬНОСТЬ

ИНФАНТИЛЬНОСТЬ (INFANCY)
Хотя Фрейд использовал термин "ин­фантильный" для обозначения феноменов всего детского периода, инфантильность в современном употреблении относится к периоду первых трех лет жизни. В этот период ребенок переходит от состояния полной психической и физической зависи­мости к индивидуальному бытию с автоном­ной регуляцией чувствования себя и других, способностью вербального общения и вы­ражения внутренней реальности, независи­мостью во многих областях психического функционирования. К концу периода ин­фантильности должны произойти важные достижения в психической структуре: ребе­нок должен четко дифференцировать реп­резентанты себя и объектов и быть способ­ным интегрировать 'хорошие' и 'плохие' ча­стичные объекты в целостные репрезента­ции себя и объектов. Также должны про­изойти дифференциация Я и Оно, развить­ся защитные механизмы, способные спра­виться с конфликтными чувствами и побуж­дениями. Должна появиться способность к формированию компромиссных образова­ний, равно как и способность к продуцированию внутренней тревоги и развитию не­вротической симптоматики. Такой прогресс вооружает Я способностью интенциональ­ности, сдерживания разрядки, сопротивления регрессии; зарождается толерантность к фрустрации, тревоге и амбивалентности. Ре­бенок обретает все большую способность справляться со сложными аффективными пе­реживаниями при взаимодействии с оду­шевленной и неодушевленной средой.

В период инфантильности происходив быстрая дифференциация и интеграция функций, которая отражает сложное взаи­модействие конституциональных данностей, генетически обусловленного созревания и среды (как до, так и после рождения). Су­ществует множество моделей развития ре­бенка в этот период; хотя в каждой из них акцент делается на чем-то особом, все они основаны но постулате о том, что каждый новый уровень функционирования (выраже­ние аффектов, моторные навыки, сенсорное восприятие и ретенция, контроль побужде­ний и т.д.) возникает во взаимодействии ребенка со средой. Опыт переживаний организуется во все более сложные паттер­ны, сначала на физиологическом, о затем на психологическом уровне репрезентации.

Из этих теоретических систем наиболее важными являются модель сенсомоторного развития Жана Пиаже, принадлежащая Фрейду теория влечений и концептуализа­ция психосексуального развития (вместе с последующими психоаналитическими тео­риями Я и объектных отношений), модель сепарации-индивидуации Малер, этология человека (изучение наблюдаемого поведе­ния), теория научения, основанные на наблю­дении исследования Шпица, Вульф, Эмде, Штерна и др.

На протяжении первого года генетичес­ки обусловленное созревание как детерми­нанта поведения все более уступает место опыту. Развитие в этот период неравномер­но. Наиболее быстрое развитие обознача­ется как биоповеденческие сдвиги, имеет­ся в виду внезапное возникновение новых способностей и функций, включая новые формы аффективного поведения, отражаю­щие новый уровень психической и физио­логической организации.

Подобные сдвиги проявляются в виде резких изменений в социальной жизни ре­бенка. Так называемая реакция улыбки (2—3-й месяцы жизни) приводит к более ин­тенсивным и качественно иным взаимодей­ствиям с человеческим окружением, а бо­язнь незнакомых людей (6—8-й месяцы) ука­зывает но появление способности испыты­вать страх.

Третий заметный поведенческий сдвиг наблюдается между восемнадцатым и двад­цать четвертым месяцем жизни, когда появ­ляется жест с сигнальным значением 'нет', происходит быстрое усвоение языка, разви­вается автономия, способность к соци­альным контактам, происходит смещение от сенсомоторного интеллекта к репрезента­тивному (Пиаже), возникает кризис восста­новления (Малер), на смену приходит аналь­ная фаза психосексуального развития (Фрейд). По истечении восемнадцати меся­цев возникающее чувство Я проявляется в узнавании ребенком себя в зеркале. Ребе­нок начинает также говорить о себе в пер­вом лице.

Один из способов концептуализации сдвигов уровней психической организации заключается в том, что после двух месяцев ребенок вспоминает мать в моменты узна­вания; после семи—девяти месяцев — испы­тывать биологические и психологические потребности; после восемнадцати месяцев мнемическое воспроизведение осуществля­ется относительно независимо от внешних стимулов и внутренних потребностей. Такие сдвиги в возможностях ребенка делают процесс развития внешне дискретным, по­скольку достижение нового уровня интегра­ции и организации приводят к типу функ­ционирования, прежде недоступному.

Периоды поведенческих изменений в направлении более сложных уровней орга­низации — это периоды наибольшей уязви­мости ребенка к стрессу. Потенциал рос-то и самоконтроля может уступать место возможности дезорганизации и декомпен­сации, причем на то и другое влияет конституциональная предрасположенность. Так, у ребенка, рано научившегося перемещаться в пространстве, будет иной тип объектных отношений, нежели у ребенка, более склон­ного к сидячему образу жизни и исследую­щего мир в основном зрительно. Последний может дальше продвинуться в плане инди­видуации до начала физической сепарации от опекуна. На уязвимость ребенка к стрес­су влияет также среда.

Перцептивный аппарат ребенка отлича­ется врожденной способностью направлять внимание на частичные объекты (конфигу­рация человеческого лица, голос матери, запах и т.п.). Токая биологически детерми­нированная способность, способствующая формированию связи с объектами, прояв­ляется даже в отсутствие связанного с дан­ным объектом опыта кормления или при редукции влечений. Следовательно, ребенок по природе социально интерактивен, ищет как возбуждающей, ток и успокаивающей стимуляции и способен стимулировать дру­гих (особенно мать), вызывая реакции; таким
образом, ребенок может воздействовать на окружение с момента появления но свет. Поскольку развитие является частью систе­мы интеракций, то поведение ребенка и поведение опекуна со временем будут ус­ложняться. Согласно одной из современных гипотез, генетически обусловленное, направ­ленное на объект поведение дает ребенку возможность привлекать к себе внимание матери в период, когда его выживание це­ликом зависит от нее.

См. константность объекта, психосексу­ольное развитие, реакция улыбки, развитие Я, сепарация-индивидуация, страх незнаком­ца.
[145, 181,389]