Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

КАТЕКСИС

КАТЕКСИС (CATHEXIS)
Термин греческого происхождения, изоб­ретенный и введенный в употребление ан­глийскими переводчиками Standard Edition для передачи смысла обиходного немецко­го слова 'Besetzung', не имеющего удовлет­ворительного английского эквивалента (наи­более близким является понятие 'occu­pation'). Хотя Фрейд никогда не давал оп­ределения понятию 'Besetzung', он часто использовал его при формулировке пред­ставлений о психической энергии, способной к возрастанию и уменьшению, смещению и разрядке, распространяющейся на храня­щиеся в памяти следы идей подобно тому, как электрический заряд распространяет­ся по поверхности тело.

Катексис— метафорическое количе­ственное понятие, не относящееся к какой-либо реально измеряемой силе; оно отража­ет скорее относительную интенсивность бессознательных психических процессов. Катексис, таким образом, обозначает инте­рес, внимание или эмоциональный вклад. Либидинозный катексис означает эротичес­кий интерес к определенному лицу или про­блеме.

В различных контекстах Фрейд по-раз­ному использовал описательные образы, и хотя фигуры его речи живы и ясны, английс­кие издатели его трудов, очевидно, сочли, что непоследовательность его терминологии не соответствует требованиям научности. Они явно считали, что научные термины должны быть стандартизованы и отличны от обыден­ного языка. Английские издатели Фрейда стремились к согласованию и интеграции различных терминов. Они объединили ка­тексис, катектическую энергию и психичес­кую энергию в синонимический ряд при помощи понятия антикатексис, или контрка­тексис, сочли возможным выразить психичес­кий конфликт в количественной метафоре, определили изъятие катексиса или декатек-сис как отвлечение интереса, внимания, эмо­циональной направленности или энергии от какого-либо человека или проблемы, из-за чего происходит реинвестиция в самого себя или другую область.

Свободный катексис представляет со­бой относительно "сырую' энергию или на­рождающиеся способности, что соответству­ет фрейдовским парциальным влечениям, включенным в первичные процессы. В ходе развития многие желания фрустрируются, и человек вынужден создавать все более дифференцированные компромиссы. В приспособлении такого рода рождаются фантазия, язык, мышление.

Некоторые аналитики описывают специ­фические области интересов и внимание к определенной деятельности кок связанные, а не свободные. Так, устойчивое чувство любви по отношению к постоянному парт­неру будет 'связанным' в сравнении с ин­тенсивными, но кратковременными чувство-ми любви, обращенными в прошлом к новорожденному.

Если несколько различных побуждений или потребностей способствуют развитию одного общего интереса (например, комби­нация эротической любви, ревнивой нена­висти, страха вины, гордости за свое умение и настойчивого любопытства мотивируют контроль над безопасностью начинающе­го ходить), то некоторые аналитики припи­сывают подобное гиперкатексису (Uberbesetzung). Активность, проистекающая из различных источников, служит сверхдетерминированной психической организации, интегрирующей и даже сублимирующей отдельные элементы.

В современных исследованиях уточня­ются различия между гибкими представле­ниями Фрейда и более поздними попытка­ми строгих метапсихологических рассужде­ний, часто основывающихся на работах Фрейда в издательском варианте Стрейчи. Правомерность экономического подхода все более подвергалась сомнению, особенно после того, как было описано множество видов катексиса или энергии. Те, кто до сих юр используют эти термины, часто имеют в виду, что осуществляют относительное описание или грубое сравнение тех или иных интересов или 'вкладов'. Таким обра­зом, современное применение термина катексис стало напоминать простую мета­фору Фрейда.

См. инстинктивные влечения, метапсихология, психическая энергия, теория либидо.


Данное понятие встречается в следующей литературе:

Freud, S. (1915) Das Unbewuute. Gesommelte Werke, 10.
Kubie, L.S. (1947) The fallacious use of quantitative concepts in dynamic psychology. P.Q, 16.
Tyson, P. & Tyson, R. L. (1984) Narcissism and superego development. JAPA, 34.
Strachey, J. (1962) The emergence of Freud's fundamental hypothesis. SE, 3.