Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

МЕТАПСИХОЛОГИЯ

МЕТАПСИХОЛОГИЯ (METAPSYCHOIOGY)
Термин, используемый Фрейдом для обо­значения подхода к явлениям, лежащим за пределами сознательных переживаний, бук­вально — 'за психологией' — в том смыс­ле, в котором психология понималась и применялась в его время. Метапсихология представляет высший уровень абстракции в континууме 'клиническое наблюдение — психоаналитическая теория' (Waelder, 1962) и служит концептуальным средством уста­новления системы координат для клиничес­ких данных и психоаналитических положе­ний более низкого уровня.

Метапсихология условно представлена пятью широкими системами или подходами: динамическим, экономическим, структурным, генетическим и адаптивным. Первые три принадлежат Фрейду. Последние два имп­лицитно содержатся в его работах, а также представлены в работах поздних теорети­ков психоанализа; Рапопорт и Джилл пер­выми эксплицитно обозначили их как под­ходы. Заложенные в них теоретические принципы иногда представлены в виде мо­делей, теоретических систем, призванных помочь изучению и пониманию.

Динамический подход постулирует нали­чие в психике направленных психических 'сил', каждая из которых имеет источник, величину и объект. Этот подход дает воз­можность теоретических рассуждений о побуждении и конфликте (например, между инстинктивными влечениями и ограниче­ниями),

Экономический подход предполагает распределение в психическом аппарате психической энергии, для рассмотрения чего предлагаются теоретические рассуждения о возбуждении и формах и природе разряд­ки. Существенными для данного подхода являются представления о количестве и сущ­ности энергий, порогах, законах аккумуляции и разрядки. Этот подход приводит нас так­же к мысли о том, что внутри психики дей­ствуют и отличные от интенциональности законы.

Структурный подход постулирует, что повторяющиеся и стойкие психические феномены обретают в психике более или менее организованную репрезентацию и что можно охарактеризовать природу этих репрезентаций. Они включают черты ха­рактера, защиты, навыки, моральные нормы, установки, интересы, воспоминания, идеалы. Первоначальная модель Фрейда, называе­мая топографической, состояла из трех си­стем: сознательного, предсознательного и бессознательного. Феноменологию созна­тельного и бессознательного он рассматри­вал как релевантную идеации и эмоциям, находившимся в центре клинических инте­ресов и теоретических построений того времени. Вследствие теоретической огра­ниченности и противоречивости этой моде­ли Фрейд в 1923 году предложил трехком­понентную модель. Фрейд постулировал, что изначально энергетическое Оно борется с исполнительным органом. Я, которое поми­мо уравновешения влечений Оно и внешней реальности вынуждено обманывать напряжения, исходящие из Сверх-Я, храни­лища и выражения совести и идеалов.

За трехкомпонентной моделью после­довали, но не отменили ее, другие модели. В одной из них, которую можно обозначить как суперординатное Я, внимание фокуси­руется на Я как на главном исполнитель­ном и адоптивном органе. Сторонниками этой модели были Анна Фрейд, Хайнц Гарт­манн, Эрнст Крис, Рудольф Лёвенштейн, До-вид Рапопорт и Эрик Эриксон, работы ко­торых послужили развитию общей психо­логии. В модели Мелани Кляйн постулиру­ется наличие очень ранних патологических структур, которые персонализируются и приписываются себе или другим спутанны­ми и деструктивными способами. В теории объектных отношений утверждается много­образие примитивных ядер Самости, кото­рые, в силу своей патологической природы, не интегрируются в единую связную и упо­рядоченную систему. В психологии Само­сти Кохуто функционирование и связность постоянной "биполярной Самости' подвер­гаются угрозе из-за недостаточной струк­турированности, проистекающей из детских переживаний, которые вызваны взаимодей­ствием с патологически разочаровываю­щими и неэмпатическими фигурами роди­телей.

Генетический подход обеспечивает кон­цептуализацию временных параметров интрапсихических феноменов. Главное вни­мание уделяется прогрессивному развитию от младенчества до взрослого возраста; при этом считается, что понимание психики взрослого невозможно без знания фактов и обстоятельств его детства. Не менее важ­но и то, что генетический подход обеспечи­вает возможность концептуализации рег­рессивных феноменов, а также оценку настоящего и будущих перспектив индивида.

Адаптивный подход предполагает изуче­ние межличностных и социальных феноме­нов, влияющих на психику индивида или испытывающих влияние с ее стороны.

Кроме пяти вышеупомянутых подходов существует множество допущений, распрос­траненных столь широко, что их не выделяют в отдельные подходы, о рассматривают внут­ри названных. Назначение метапсихологии прежде всего состоит в построении такой теории психики, в которой человек рассмат­ривается как биопсихическая целостность, как существо, овладевающее внутренней и внешней средой на основе данных ему и развивающихся способностей и при этом борющееся со своим животным началом. Система должно давать картину психологи­чески детерминированных психических фе­номенов, противопоставляя их тем, что возни­кают случайно или на основе биологических или физических законов; она должна стро­иться, последовательно ориентируясь на принципы каузальной логики, а не телеоло­гии. Она должна допускать множественное причинное объяснение, действуя путем кон­вергенции или дивергенции относительно донного элемента. Закономерности и пара­метры должны быть, по сути, безличны; лич­ные рассуждения уместны но уровне, близ­ком к наблюдениям или клиническому тео­ретизированию.

Фрейд рассматривал свои теории как своего рода концептуальные 'строительные леса', подлежащие перестройке в соответ­ствии с новыми наблюдениями и дедуктив­ными заключениями. Несмотря на противо­речивость, отчасти вследствие отдаленности от клинических наблюдений, метапсихология рассматривается большинством анали­тиков как необходимая, полезная и гибкая теоретическая система.

См. инстинктивные влечения, психическая энергия, структурная теория, топографичес­кий подход.




Данное понятие встречается в следующей литературе:

Frank, A. Metapsychology. PMS. Forthcoming.
Freud, S. (1923) The ego and the id. SE, 19.
Rapaport, D. & Gill, M. M. (1959) The points of view and assumptions of metopsychology. In: The Col
Waelder, R. (1962) Psychoanalysis scientific method, and philosophy. JAPA, 10.