Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

НАРЦИССИЗМ

НАРЦИССИЗМ (NARCISSISM)
Любовь к самому себе — термин, введен­ный Некке в 1899 году на основе осуществ­ленного Хэвлоком Эллисом сопоставления греческого мифа о Нарциссе со случаем мужской аутоэротической перверсии. В психоанализе, однако,термин приобрел более широкое значение, и подобная пер­версия рассматривается лишь как конкрет­ная, наглядная иллюстрация чего-то более общего в человеческой психике и поведении.

При первом рассмотрении Фрейдом нарциссизма в его письме к Флиссу (1899) он склонен был использовать это понятие в связи с энергетическими представления­ми, объясняя судьбу либидинозной энергии при психических нарушениях (эта идея была им разработана позже).

В то же время он использовал его для объяснения различных феноменов, таких, как 'безграничная любовь ребенка к себе* и гомосексуальный выбор объекта. Позже он использовал этот термин в генетическом смысле, рассматривая нарциссизм как ста­дию развития между аутоэротизмом и объектной любовью.

В программной роботе 1914 года 'О нарциссизме' Фрейд описал первичный нарциссизм — '...изначальный либидинозный катексис собственной персоны, часть которого впоследствии отдается объекту, но который в основном сохраняется' (с. 75) и вторичный нарциссизм — катексис 'осад­ков' утерянных объектов, встроенных (по­средством интроекции) внутрь Я. Трансфор­мируясь в нарциссизм, это объектное либидо десексуализируется (сублимируется) и пред­положительно дает энергию для развития и функционирования Я. Кроме того, Фрейд определял нарциссизм как 'либидинозный катексис Я", но, как отмечает Гартманн (1950), Фрейд здесь использует понятие Я в значении Самости. Фрейд также называл нарциссической такую установку к внешне­му миру, для которой характерно отсутствие объектных отношений. Наконец, он обозна­чил нарциссические корни Я-идеала и по­казал, что самооценка зависит от нарцис­сического либидо.

Таким образом, в психоаналитической литературе термин нарциссический исполь­зуется для обозначения широкого круга явлений: сексуальной перверсии, стадии развития, типа либидо или его объекта, спо­соба выбора объекта, взаимоотношений со средой, установки, самооценки и типа лич­ности, которая может быть относительно здоровой, невротической, психотической или пограничной. Кроме того, представление об отдельной линии развития нарциссическо­го либидо стало фундаментальной теорети­ческой основой для школы психологии Са­мости, в которой различные личностные черты рассматриваются как нарциссичес­кие структуры, возникающие в результате трансформации нарциссизма. Столь широ­кое применение этого термина приводит к путанице, поэтому все очевиднее становит­ся необходимость более строгого его упот­ребления (Pulver, 1970).

В современной литературе термин нар­циссизм принято соотносить прежде всего с самооценкой. Кернберг (1967), к приме­ру, пишет, что нарциссические пациенты 'во взаимодействии с другими необычайно ори­ентированы на себя, испытывают чрезвычай­ную потребность в любви и восхищении со стороны других, их характеризует очевидное и весьма любопытное противоречие меж­ду завышенными представлениями о себе и чрезмерной потребностью восхваления' (с. 655). Кроме того, такие индивиды харак­теризуются чувством собственных исключи­тельных прав, фантазиями о всезнании и всемогуществе, собственном совершенстве или совершенстве идеализируемого объек­та, выраженность которых зависит от ост­роты психопатологии. Сопутствующие аф­фекты колеблются от душевного подъема (если завышенная самооценка подкрепля­ется) до разочарования, депрессии или гне­ва, называемого нарциссическим гневом (если уязвлено самолюбие).

После построения структурной теории взгляды Фрейда на нарциссизм не пере­сматривались, хотя он несколько раз упоми­нал о важной роли представлений о нар­циссизме в разработке второй теории вле­чений и второй топографической модели (Оно, Я и Сверх-Я). Его идеи о первичном и вторичном нарциссизме хотя и выражены в терминах экономического подхода, указы­вают на признание роли объектов и проективно-интроективных механизмов в про­цессах идентификации, приводящих к фор­мированию Я (как результату взоимообменов между матерью и ребенком). В совре­менном понимании нарциссизма сохраня­ется идея о либидинозном катексисе Само­сти, но к этому добавляется структурное видение его раннего экономического значе­ния и признание не только либидинозных, но и агрессивных элементов в нарциссических феноменах.

Следует различать нормальный и пато­логический нарциссизм. Первый зависит от структурной целостности, обретения кон­стантного восприятия себя и объектов, рав­новесия между дериватами агрессивных и либидинозных влечений, гармонии между структурами Самости и Сверх-Я, способно­сти к Я-синтонному выражению побужде­ний, принятию вознаграждения со стороны внешних объектов, а также от физическо­го благополучия. Патологический нарцис­сизм включает защитное самоуничижение с сопутствующей недостаточной интеграци­ей представления о себе и диссоциацией агрессивно обусловленных репрезентаций Самости. Нормальный нарциссизм ведет к устойчивому реалистическому отношению к себе. Патологический нарциссизм, напро­тив, сопровождается архаическими требо­ваниями к себе, исключительной зависимо­стью от оценки со стороны других и бедны­ми или вырожденными объектными отноше­ниями. Он проявляется в чувстве собствен­ной исключительности, безжалостном само­совершенствовании и нарушенной способ­ности заботиться о других, сочувствовать им, любить их.

См. гомосексуальность, катексис, метапсихопогия, психическая энергия, психоз, психология Самости, Самость, сублимация, теория либидо, Я-идеал.