Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

НАСТРОЕНИЕ

НАСТРОЕНИЕ (MOOD)
Временное, но относительно стойкое комплексное психическое состояние, содер­жащее несколько компонентов: преоблада­ющую эмоциональную окраску (аффектив­ный компонент), сужение психического содержания и изменение отдельных аспек­тов мышления в рамках вторичного процес­са (когнитивный компонент), склонность к оп­ределенным действиям (поведенческий компонент). Настроение меняется в ответ на внутренние или внешние, сознательные или бессознательные психофизиологичес­кие события; оно отличается от того, что в целом привычно для данного индивида.

Наиболее ярким признаком настроения является аффективный компонент, пережи­ваемый субъективно и, как правило, доступ­ный объективному наблюдению. Аффектив­ные признаки настроения могут быть мимо­летными, но обычно они сохраняются не­сколько часов или дней. На шкале чувств простые аффекты расположились бы но одном полюсе, настроения — в середине, о более сложные и продолжительные аффек­тивные явления, такие, как любовь, верность, патриотизм, — но другом полюсе. Настро­ения представляют собой динамические психические констелляции, которые содер­жат, регулируют, связывают и выражают сложную смесь аффектов. В рамках струк­турного подхода настроение можно рас­сматривать как попытку Я интегрировать и контролировать аффективные реакции на требования Оно, Сверх-Я и реальности. В экономическом смысле структура настрое­ния регулирует проявление повторяющих­ся небольших количеств аффектов, тем са­мым предотвращая возможность эксплозив­ной, потенциально неконтролируемой раз­рядки. Настроения, подобно симптомам, вы­полняют роль компромисса, одновременно защищая от сильных аффектов, возникаю­щих в результате конфликта, и допуская их смягченное проявление.

Когнитивный компонент настроения ка­чественно окрашивает вторично-процессу­альное мышление и психическое содержа­ние. В структурном отношении настроение ставит под угрозу деятельность Я, особен­но его способность точно оценивать внут­реннюю и внешнюю реальность. Настро­ение меняет природу репрезентаций Са­мости и объектов. Например, в подавлен­ном настроении человек может считать себя ничтожеством и думать, что другие люди совершенно им не интересуются. Он же в состоянии душевного подъема может считать себя способным одолеть любые препятствия и распространять свой опти­мизм на весь мир. Подобная избиратель­ность восприятия ухудшает проверку ре­альности. В то же время избирательная концентрация на идеях, воспоминаниях, ус­тановках, верованиях, оценках и ожиданиях в гармонии с чувственным тоном и исклю­чение диссонирующего психического содер­жания усиливают и сохраняют настроение. Это придает настроениям глобальный и всеобъемлющий характер.

Поведенческий компонент настроения раскрывается в индивидуальных поведен­ческих действиях, бездействии или паттер­нах моторной активности. Дезорганизован­ная гиперактивность маньяка, болтливость гипоманиакального человека, психомотор­ная заторможенность человека, находяще­гося в депрессии, продуктивность в 'рабо­чем настроении' — все это примеры пове­денческого компонента. Настроение может окрашивать весь поведенческий репертуар индивида, включая черты характера, кото­рые обычно считаются ригидными и фикси­рованными. Поведение влияет на других, чьи реакции подкрепляют обоснованность настроения.

Размышления психоаналитиков о проис­хождении ранних, базальных настроений и настроениях, характерных для индивида, были обращены как к врожденным факто­рам, так и переменным опыта. Очевидно, что различные дети предрасположены к различным настроениям, а фазы нормаль­ного детского развития связаны с характерными настроениями (например, приподня­тое настроение в период от десяти до одиннадцати месяцев, связанное с тем, что Гринэйкр (1957) назвала 'отношениями любви с миром'). Существует связь между депрессией и реальной или воображаемой утратой объекта в раннем возрасте (воз­никающей в контексте детско-материнских отношений); это отношение особенно про­является в подфазах сепарации-индивиду­ации второго и третьего года жизни. Вытес­ненные ранние переживания фрустрации/ депривации или удовлетворения, равно как и некоторые другие события и травмы, слу­жат архаическими очагами (точками фикса­ции), вокруг которых организуются бурные аффективные реакции. Когда с этими точ­ками фиксации ассоциируются текущие переживания, индуцируется комплексная психологическая реакция, называемая на­строением. Как отмечает Якобсон (1971), эмоциональное переживание, выступающее триггером настроения, может быть полнос­тью внутренним (осуществляясь посред­ством психических либо нейроэлектрохимических процессов) либо внешним (связанным с текущим жизненным опытом). Оно может быть осознанным или бессознательным, ориентированным либо на реальность, либо на ассоциации с сознательными или бес­сознательными воспоминаниями.

См. аффект.


Данное понятие встречается в следующей литературе:

Greenocre, P. (1957) The childhood of the artist. PSOC, 12.
Jacobson, E. (1971) Normal and pathological moods. In: Depression. New York: Int. Univ. Press.
Mahler, M. S. (1966) Notes on the development of basic moods: the depressive affect in psychoanalys
Panel (1970) Psychoanalytic theory of affects. L. B. Lofgren, reporter. JAPA, 16.
Wangh, M. (1979) Some psychoanalytic observations on boredom. UP, 60.