Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

НОРМАЛЬНОСТЬ

НОРМАЛЬНОСТЬ (NORMALITY)
Понятие, используемое, несмотря на свою неоднозначность, при попытках раз­личения ток называемого здорового и па­тологического поведения. Многочисленность и разнообразие определений нормально­сти в различных дисциплинах приводит к концептуальной путанице, что существенно усложняет применение этого понятия в пси­хоаналитической теории и практике- Ста­тистические нормы отличаются от того, что имеется в виду при рассмотрении нормаль­ности как идеала или того, что должно было бы быть. При определении нормальности должны быть разрешены или обойдены вопросы развития, культуры, морали (ценно­стные суждения). Попытки определить нор­мальность с точки зрения здоровья оказы­ваются связанными с кругом проблем, воз­никающих при определении понятия здоро­вья. Гартманн (1939) попытался разрешить эту дилемму, предложив рассматривать здо­ровье не просто кок отсутствие болезни и симптомов, но как витальное совершенство. Приняв эту идею, психоаналитики были склонны рассматривать все поведенческие проявления в континууме от патологии до идеала нормальности, или здоровья. Такие попытки были подвергнуты критике из-за того, что различия между патологией и нор­мальностью, или здоровьем, оказались све­дены к минимуму.

Нормальность (или положительное пси­хическое здоровье) определяется на осно­ве изучения психических структур и функ­ций индивида, о также эффективности ис­пользования им своих способностей. Такие динамически ориентированные исследова­ния имеют преимущество перед сугубо ста­тическими, феноменологическими описани­ями, поскольку решение вопроса о том, яв­ляется ли тот или иной феномен симпто­мом, зависит от его места в структуре и функционировании индивида. С этим, по-ви­димому, связан и тот факт, что большинство попыток описания нормальности испытыва­ет значительное влияние со стороны психо­анализа.

Считается, что психически здоровые лич­ности относительно более рациональны и уравновешены в своих установках и пове­дении. Адаптивное функционирование Я должно доминировать над хаотическими влечениями Оно, но это доминирование не должно быть выражено в крайней степени. Я должно распознавать иррациональную природу других форм психической активно­сти и осуществлять контроль над ними, но при этом обладать способностью исполь­зовать их в целях развития. Таким образом, цель психоанализа релевантна тому, что называется здоровьем в идеальном смыс­ле представлений о нормальности. Герман Нунберг (1954) считал, что психоанализ дол­жен способствовать увеличению подвижно­сти энергии Оно, толерантности Сверх-Я, освобождению Я от тревоги и улучшению синтетических функций Я. Определяя нор­мальность, Анна Фрейд (1965) подчеркива­ло, что Я должно достичь большей гармонии между Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира. Эрнест Джонс (1931) полагал, что пси­хологическая норма предполагает не только эффективность психической деятельности, но также счастье и положительные социальные чувства. Все эти характеристики здоровья, или нормальности, выражены тезисом Фрей­да: "Где было Оно, должно стать Я".

Гартманн (1964) предположил, что часть психической энергии не является изначально энергией влечений, а с самого начала при­надлежит Я, обслуживая его функции посред­ника между силами психики и среды. Од­нако позже (1982) это представление о первичной автономии Я и свободной от конфликтов сфере было оспорено Бреннером. Он приводит клинические донные в пользу того, что конфликт вездесущ и что признаком психического здоровья являют­ся успешные, адаптивные компромиссные образования, пусть даже и содержащие некоторый конфликт.

Достижение полной гармонии челове­ческой мотивации сомнительно; с учетом этой оговорки здоровье можно определить в соответствии с тем, насколько часто пове­дение базируется на оптимальном равно­весии. Это равновесие поддерживается удачным сочетанием инстинктивных влече­ний Оно и позитивной ориентацией на иде­ал Я. Психологическое равновесие всегда нестабильно, но чем большую прочность обретают функции Я, тем успешнее после­днее справляется с требованиями Оно и ригидностью Сверх-Я.

С точки зрения развития необходимо признать, что многие индивиды, не облада­ющие достаточным равновесием/ не могут все же рассматриваться как отклоняющи­еся от нормы или психически больные. У детей и подростков проявляются свойства, которые у взрослого были бы сочтены па­тологическими. Нарушение равновесия у взрослого может вызывать регрессия, тогда как за детскую лабильность отвечает неза­вершенность развития. Таким образом, пси­хически здоровый ребенок может быть описан как существо, чей прогресс не тор­мозится и завершится так, как к этому рас­полагает биологическое созревание.

Конфликты возникают в ходе развития, поскольку трудно гармонизировать инстин­ктивные потребности и стремление инкор­порировать ценности, предлагаемые куль­турной средой. Побуждения могут быть слишком сильными, а среда слишком жест­кой в своих требованиях. Возникающая при этом тревога может существенно препят­ствовать перцепции и ценностным суждени­ям Я. В этой ситуации гибкая адоптация к конфликтам должна быть сочтена здоровой или нормальной, если реакция предохраняет фундаментальные инстинктивные потребно­сти, позволяет индивиду выдержать необхо­димые фрустрации и тревогу и дает возмож­ность беспрепятственно продвигаться в направлении зрелой адоптации. Механи­ческая адаптация не считается признаком психического здоровья. Свободная аллопластическая адаптация допускает времен­ный отрыв от реальности, если это необхо­димо для обретения лучшего впадения собой. Адаптация предполагает также воз­можность выбора или создания новой сре­ды. Таким образом, психоаналитическое определение нормальности должно вклю­чать также способность преобразования собственного поведения и среды.

Фрейд (1937) отмечал, что исход психо­аналитического лечения может быть огра­ничен конституционально детерминирован­ной интенсивностью влечений, остротой инфантильной травмы и уровнем связанных с защитой изменений Я. Принимая во вни­мание возможность этих ограничений, целью психоаналитической терапии является уси­ление Я и обретение им большей незави­симости от Сверх-Я, расширение сферы его действия и организации, чтобы иметь воз­можность совладать с новыми частями Оно. Эти качества также характеризуют психи­ческую жизнь нормально развивающейся личности.

См. адаптация, анализ, конфликт, метапсихопогия, психический аппарат, структурная теория, функция Я, характер, Я.



Данное понятие встречается в следующей литературе:

Brenner, C. (1979) The Mind in Conflict. New York: Int. Univ. Press.
Freud, A. (1965) Normality and Pathology in Childhood. New York: Int. Univ. Press.
Hartmann, H. (1939) Psychoanalysis and the concept of health. In: Hartmann (1964).
Hortmonn, H. (1964) Essays in Ego Psychology. New York Int. Univ. Press.
Jones, E. (1931) The concept of a normal mind. In: Papers on Psychoanalysis, 5th ed., London. Baill
Krapf, Е. Е. (1961) The concept of normality and mental, health in psychoanalysis. UP, 59.
Nunberg, H. (1954) Evaluation of the results of psychoanalytic treatment. UP, 35.