Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ОБСЕССИЯ (НАВЯЗЧИВОСТЬ)

ОБСЕССИЯ (НАВЯЗЧИВОСТЬ) (OBSESSION)
Обсессивно-компульсивный невроз (Obsessive-Compulsive Neurosis)
Обсессивный характер (Obsessional Character)
Эти термины относятся к явлению, при котором мысли, чувства, поведение индиви­да направляются навязчивой идеей, обра­зом, желанием, искушением, запретом или требованием. Под обсессиями понимают­ся Я-дистонные мысли, возникающие поми­мо вопи индивида. Варианты обсессии — "умственная жвачка" и "высиживание". К "умственной жвачке' относятся навязчивые размышления, рефлексирование, проговаривание, обдумывание. Так, обсессивные па­циенты могут быть склонны к неясным по­вторяющимся размышлениям на философ­ские темы ('что такое жизнь?', 'кто я на са­мом деле?'). 'Высиживать' в собственном смысле означает сидеть на яйцах, укрывая их, как это делает птица, соответственно, 'высиживание' означает постоянное, молча­ливое и одновременно тревожное размыш­ление о какой-то проблеме. Все перечис­ленные психические феномены включают попытку разрешить эмоциональный конф­ликт с помощью размышлений, но решения или заключения индивид избегает, и про­цесс повторяется вновь и вновь.

Компульсии и ритуалы представляют собой постоянное и неустанное желание выполнять бессмысленные действия; они выступают в качестве моторного эквивален­та обсессивных мыслей и — при обсессивно-компульсивном неврозе — часто сопро­вождают их. Последний характеризуется также магическим мышлением, нерешитель­ностью и сомнениями, склонностью отсту­пать, бессвязностью, детализацией, склонно­стью 'откладывать на потом*, отказываться от своих слов и повторением. Человек, стра­дающий таким неврозом, как правило, зна­ет, что его действия и мысли нецелесообраз­ны, но ничего не может с этим поделать.

Симптомы невроза в типичном случае возникают на фоне обсессивного характе­ра. К этой диагностической теории могут быть отнесены многие типы личности: на одном полюсе континуума находятся орга­низованные, продуктивные, совестливые и трудолюбивые индивиды, мыслящие логично и способные осуществить свои идеи; на другом, патологическом, — страдающие острым расстройством лица с ярко выро­женными признаками обсессивного харак­тера (крайняя педантичность, скупость, уп­рямство), имеющие явные трудности мышле­ния, не способные к конструктивным дей­ствиям в связи с амбивалентностью, нере­шительностью и склонностью откладывать 'на потом'.

Основные конфликты при обсессивно-компульсивном неврозе и типе характера предполагают исходящие из Сверх-Я тре­вогу и чувство вины в связи с фаллически-эдиповыми импульсами, аффектами и идея­ми, обретающими форму фантазии. Возни­кает защита от неприемлемых фантазий, в результате образуются фантазии и конф­ликты негативного эдипово комплекса. Ин­дивид регрессирует к анально-садистскому уровню, что лишь усиливает чувство вины в конфликте между Оно и Сверх-Я, особенно в отношении анально-садистских побужде­ний. Этот конфликт в дальнейшем усилива­ется магическим мышлением; многие обсессивные индивиды сознательно или бес­сознательно верят, что желание означает совершение, а подумать о чем-то значит сделать это. Поэтому обсессивные невро­зы удачно именуются также неврозами вины. Сверх-Я жестко обращается против соответсвующих побуждений, аффектов и представлений. Эти конфликты вместе с вырабатываемыми Я защитными механиз­мами (особенно изоляцией, смещением, ин­теллектуализацией, реактивными образова­ниями и аннулированием) приводят к ком­промиссным образованиям, проявляющимся в неврозах и описанных чертах характера.

См. защита, компромиссные образова­ния, конфликт, ритуал, эдипов комплекс.


Данное понятие встречается в следующей литературе:

Fenichel, 0. (1945) The Psychoanalytic Theory of Neurosis New York: Norton.
Freud, S. (1909) Notes upon о case of obsessional neurosis. SE, 10.
Nagero, H. (1976) Obsessional Neuroses. New York: Aronson.
Pfeffer, A. Z. (1984) Modes of obsessional thinking. Presented at the New York Psychoanalytic Socie