Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ (MEMORY)
Функция психического аппарата, посред­ством которой хранятся и воспроизводят­ся воспринятые или приобретенные в про­цессе научения впечатления. Память вклю­чает процессы восприятия, апперцепции, распознавания, а также кодирования, извле­чения и активации информации. Описаны различные формы памяти: кратковремен­ная и долговременная, эмоциональная, под­крепляющая процессы внимания и др. Каж­дый из типов связан с определенными ощу­щениями и вербальными ассоциациями.

Память и ее нарушения занимали цен­тральное место в психоаналитической те­ории начиная с первых наблюдений Фрей­да. Исследования истерии привели Фрей­да к выводу, что его больные страдали 'ре­минисценциями' и что их симптомы можно было понимать как символическое выраже­ние травматических воспоминаний, недо­ступных воспроизведению из-за связанных с травмой негативных эмоций. Когда эти замаскированные воспоминания заменя­лись непосредственными воспоминаниями, сопровождавшимися соответствующими эмоциями, симптомы исчезали. Лечение, по сути, заключалось в попытках восстановить травматические воспоминания и разрядить с помощью речи связанный с ними аффект (отреагирование). По мнению Фрейда, ис­ключение воспоминаний из сознания обус­ловливалось вытеснением (этот термин ис­пользовался для обозначения того, что те­перь называется защитой).

В "Проекте научной психологии' (1895) восприятие и помять причислялись Фрей­дом к различным системам психики. Воспо­минания рассматривалась им кок связан­ные эмоциональными ассоциациями, как це­почки ассоциаций и как процессы симво­лизации. В топографической модели, впер­вые описанной в 1900 году, Фрейд посту­лировал трехкомпонентную модель психи­ки, состоящую из сознательного, предсознательного и бессознательного. Сознание представляло в этой модели лишь небольшую область психики. Мысли и воспоминания в системе предсознательного становятся сознательными при наличии достаточного катексиса внимания, тогда кок бессозна­тельные содержания, по мнению Фрейда, катектированы интенсивной сексуальной энергией и насильно удалены из сознания. Но именно из-за своей интенсивности они ищут выражения, чему препятствует гипоте­тический "цензор', защитная инстанция, ис­кажающая и маскирующая воспоминания, чтобы они могли быть приемлемыми для осознания. Фрейд также предполагал, что ранние впечатления регистрируются пер­цептивным аппаратом в виде структурных изменений в системе, которые он называл следами памяти. Эта идея совпадает с со­временными нейрофизиологическими пред­ставлениями, согласно которым воспомина­ния откладываются в результате стойких изменений в структуре ДНК кортикальных нейронов. Фрейд полагал, что эти прими­тивные следы памяти ассоциациативно свя­зываются в мнемической системе, репре­зентирующей предсознательные элементы, которые восстанавливаются в результате ассоциативной активации их схемы или сетей в процессе воспроизведения. В этой предсознательной форме следы памяти уже связаны с символами.

После того как были представлены структурная модель психики (Freud, 1923) с ее разделением на Оно, Я и Сверх-Я и вторая теория тревоги (1926), вытеснение стало пониматься как одно из средств за­щиты от тревоги, вызванной появлением в сознании угрожающих побуждений Оно в форме воспоминаний или фантазий, вступа­ющих в конфликт с нормами системы Сверх-Я, Память рассматривалась как фун­кция Я, служащая воспроизведению, интег­рации и синтезу психических содержаний. В теоретическом отношении на самых ранних стадиях развития Я следы памяти о переживании удовольствия являются причи­ной антиципации новых переживаний удо­вольствия, когда вновь проявляется инстин­ктивная потребность. Если удовлетворения не происходит, младенец достигает галлю­цинаторного удовлетворения желаний благодаря катексису следов памяти. Неспо­собность такого галлюцинаторного удовлет­ворения утолить потребность является ос­новой для развития чувства реальности. Таким образом, процесс воспоминания и его трансформации обладают адаптивным потенциалом для развития Я, а также могут быть причиной психопатологии.

По-прежнему не утратило своего значе­ния фундаментальное положение психо­анализа, что вытесненные или забытые вос­поминания являются принципиальным ис­точником интрапсихического конфликта. Разрешение такого конфликта с помощью компромиссного образования проявляется в симптомах или проблемах характера, из-за которых пациент приходит к врачу. Вос­становление этих вытесненных воспомина­ний достигается с помощью свободных ас­социаций, с помощью ассоциаций с латен­тными представлениями в материале сно­видения, а также с помощью интерпрета­ции переноса, когда забытые чувства к фигурам из прошлого проявляются по отно­шению к аналитику. Восстановление вытес­ненных воспоминаний ослабляет конфликт и помогает человеку создать более цело­стный образ себя.

См. вытеснение, воспоминания, защита, катексис, deja vu.
[72,208,213,243,249,303,312,470,500, 708,720]