Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ПЕРЕНОС

ПЕРЕНОС (TRANSFERENCE)
Перемещение паттернов чувств, мыслей и поведения, первоначально относившихся к значимым людям из детство, но человека, включенного в текущие межличностные от­ношения. Поскольку процесс переноса большей частью является бессознательным, пациент не воспринимает различные источ­ники переноса и связанных с ним фанта­зий, установок и чувств (таких, как любовь, ненависть и гнев). Феномен переноса про­является неожиданно для субъекта и может вызывать состояние дистресса. Исходными фигурами, с которых переносятся такие эмоциональные паттерны, чаще всего явля­ются родители, но нередко в качестве источ­ников переноса выступают братья и сест­ры, бабушки и дедушки, учителя, врачи, о также герои из детства.

Перенос представляет собой форму объектных отношений и, как любые объектные отношения, он воспроизводит первые детские привязанности и имеет, универ­сальный характер. Помимо аналитической ситуации перенос может проявляться в са­мых разных условиях: при других формах психотерапии, при лечении соматических заболеваний, в школе, на работе и в со­циальном взаимодействии. Тем не менее наиболее отчетливо и интенсивно перенос проявляется в процессе психоанализа. Воз­можно, это объясняется тем, что пациент начинает терпимо относиться к дериватам детских компромиссных образований, кото­рые подвергаются переносу. Кроме того, условия абстиненции и фрустрации, прису­щие процессу анализа, содействуют рег­рессии к инфантильной структуре личнос­ти, что, в свою очередь, способствует про­явлению переноса. Относительная аноним­ность аналитика облегчает перенос но него активированных детских представле­ний. В отсутствие информации о качествах аналитика и его личной жизни пациент со­здает фантазии, в целом не испорченные восприятием настоящего. Пациент настоль­ко сосредоточивается на фигуре аналити­ка, что развивается невроз переноса, вос­создающий картину детского невроза. Пе­ренос — понятие динамическое; в процес­се анализа он меняется, а потому анали­тик может репрезентировать разных людей из прошлого пациента.

Не все реакции на аналитика являются переносом. Некоторые из них возникают в ответ на его установки или актуальное по­ведение.

Перенос может быть причиной сильней­шего сопротивления анализу, но может быть также его верным союзником. Ибо благо­даря интерпретации переноса пациент убеждается в правильности выявленных взаимосвязей и реконструкций, сделанных в процессе аналитического лечения.

Перенос непременно отражает пере­плетение чувств любви и ненависти, и по­этому его проявления часто бывают амби­валентными. Тем не менее следует разли­чать негативный перенос и позитивный. Эти термины относятся к качеству проявлений (агрессивным и враждебным или дружеским и доброжелательным), преобладающих в данный момент анализа. В практической работе весь спектр аффективных реакций может переживаться в контексте переноса. То, что принято называть "желательной' частью переноса, относится к тому, что спо­собствует аналитическому успеху, позволяет пациенту начать работу и содействовать процессу лечения. Однако, как показывает опыт, в процессе анализа такие проявления могут менять свое значение и присоеди­няться к сопротивлению.

Анализ и интерпретация содержания переноса имеют большое значение для терапевтического процесса. Более того, некоторые авторы утверждают, что измене­ний можно добиться только с помощью ин­терпретации переноса. В процессе лече­ния перенос может заметно меняться, однако вряд ли он полностью исчезает. Сомнитель­но также, что его полное устранение явля­ется необходимым для успешного анализа.

Перенос — автоматическое, бессозна­тельное воспроизведение переживаний — отличается от рабочего или терапевтичес­кого альянса, представляющего собой созна­тельное взаимодействие между аналитиком и пациентом. В таком альянсе пациент идентифицируется с целями и методами аналитической терапии и понимает необхо­димость генетического инсайта. Желание пациента сотрудничать дополняется стрем­лением аналитика (концептуализируемым как его рабочее Я) помочь ему достигнуть инсайта, понимания и сознательного контро­ля. Такой альянс предполагает терапевти­ческое расщепление Я пациента: одна часть Я отщепляется и наблюдает за частью, которая переживает. Прочный терапевти­ческий альянс часто является необходимым условием продолжения анализа в период выраженного негативного переноса.

См. компромиссное образование, контр­перенос, навязчивое повторение, психотера­пия, терапевтический альянс.




Данное понятие встречается в следующей литературе:

Bird, B. (1972) Notes on transference. JAPA, 20.
Freud, S. (1912) The dynamics of transference. SE, 12.
Bion Francesca Abingdon: Fleetwood Press.
Hill, M. (1982) Analysis of transference. In: Theory and Technique, vol. 1. New York: Int. Univ. Pr
Freud, S. (1938) An outline on psychoanalysis. SE, 23.
Stone, L. (1961) The Psychoanalytic Situation. New York: Int. Univ. Press.
Zetzel, E. R. (1956) Current concepts of transference. TJP, 37.