Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ПЕРВИЧНАЯ ОРДА

ПЕРВИЧНАЯ ОРДА (PRIMAL HORDE)
Форма примитивной социальной орга­низации, постулированная Дарвином (1874), в которой люди жили в небольшой, более или менее организованной группе/ управ­лявшейся деспотичным, властным и ревни­вым предводителем (первичным отцом), при­своившим себе всех женщин и оберегав­шим их от посягательств сыновей и осталь­ных молодых мужчин племени. Это, согласно Дж. Дж. Аткинсону (Atkinson & Birch, 1970), привело к мятежу, в результате которого первичный отец был убит и съеден. В ра­боте 'Тотем и табу' Фрейд провел четкую параллель между собственными клиничес­кими наблюдениями, в частности при не­врозе навязчивых состояний, и исследова­ниями Дарвина, Аткинсона и Робертсона-Смита, показавших, что квинтэссенцией всех тотемических религий является ритуал, со­стоящий в убиении жертвенного животно­го, его совместном съедании и последую­щем оплакивании.

Фрейд пришел к выводу, что это первич­ное убийство, воспоминание о котором, по его мнению, филогенетически передается по сей день, привело к формированию нового типа социальной организации. Чтобы не допустить нового убийства и связанных с ним чувств вины, тотемное животное заме­нило отца, был запрещен инцест и устано­вилась экзогамия (в жены берутся только женщины из другого клана). Таким образом, развитие тотемизма кок практическое раз­решение эдиповой проблемы знаменова­лось возникновением этических ограниче­ний, религии и социальной организации. Работа Робертсоно-Смита и различные аспекты теории первичной орды, включая идеи о возможной филогенетической пере­даче воспоминаний и раскаянии из-за убийства первичного отца, широко критико­вались. Фрейд вполне осознавал гипотети­ческий характер этих построений, однако сходство его клинических наблюдений и результатов исследований Дарвина, Аткин­сона и Робертсона-Смита было столь по­разительным, что он никогда не сомневал­ся в их принципиальной правильности.

См. амбивалентность, обсессия, эдипов комплекс.
[50, 155,276,326,785,859]