Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ADOLESCENCE)
Период жизни, в течение которого про­исходит реорганизация психической дея­тельности, обеспечивающая согласование психофизических изменений в процессе полового созревания. Подростковый воз­раст определяет рамки процесса адопта­ции к половому созреванию. Блос (1962) назвал его генитальной стадией, то есть конечной стадией четырехступенчатого про­цесса психосексуального развития, начина­ющегося в раннем детстве и завершающе­гося после перерыва (латентного периода) в пубертате. В раннем подростковом воз-росте Я испытывает влияние эндогенных и экзогенных факторов, временно ослабляю­щих его в попытках справиться с волной интенсивных инстинктивных влечений. Эти изменения сопровождаются возникновени­ем фантазий, непосредственно относящих­ся к мастурбации, и нередко являются при­чиной конфликтов и тревог, связанных отчасти с реальной возможностью гетеросексуольных контактов и беременности. Интенсифицируются генитальные сексуаль­ные импульсы, о импульсы, относящиеся к других эротогенным зонам, подчиняются примату гениталий, хотя по-прежнему сохра­няются и дериваты компонентных влечений.

Индивид регрессирует к более ранним формам отношения к объектам, активиру­ются потребности в зависимости, страхи и конфликты, преобладавшие на прежних стадиях развития. Дорабатывается и кон­солидируется половая идентичность. Чтобы индивид смог найти замену первичным объектам, необходим процесс вторичной индивидуации, сопоставимый с доэдиповой фазой сепарации-индивидуации; в этом процессе подросток пересматривает свои представления о родителях и становится способным к избирательным идентификаци­ям. Ослабление инфантильных связей с объектами вызывает ощущения одиноче­ства и изолированности, которые могут прервать этот процесс. Чтобы адаптиро­ваться к новым идентификациям, индивид должен изменить некоторые из своих иде­алов и моральных норм; происходит де­зорганизация и реорганизация Сверх-Я, в результате чего Я приобретает относитель­ную власть на Сверх-Я. Такой сдвиг позво­ляет индивиду в" определенной степени удовлетворять влечения, сохраняя таким образом психическое равновесие.

Типичными защитными механизмами, поддерживающими функционирование Я в подростковом возрасте, являются смещение к внесемейным, неинцестуозным источникам удовлетворения и следование образцам Я-идеала и нормам Сверх-Я, обращение аф­фекта в противоположность (стремление к зависимости обращается в протест, уваже­ние и восхищение — в презрение и высме­ивание), обращение враждебности против себя и смещение катексиса с объекта на себя, что является причиной грандиозных фантазий и ипохондрических опасений. Специфические защиты подросткового воз­раста включают в себя аскетизм, интеллек­туализацию (A. Freud, 1936), затянувшуюся юность, униформизм (Blos, 1954). Успешное развитие абстрактного мышления часто сопровождается интересом к формулиро­ванию суждений, идей и идеалов, связанных с этическими, политическими и социальны­ми проблемами, расширяются интеллекту­альные горизонты, могут проявиться интел­лектуальные и творческие способности. Эти психологические изменения помогают инди­виду обрести уникальное чувство личной идентичности.

Обусловленные изменчивостью физи­ческого созревания, многие подростковые нарушения являются преходящими и не требуют анализа. Патологические проявле­ния на розных стадиях подросткового воз­раста и технические проблемы обсуждают­ся в рубрике подростковый анализ.

См. адаптация, генитальность, защита, компонентные влечения, объект, подростко­вый анализ, психосексуальное развитие, регрессия, Я.




Данное понятие встречается в следующей литературе:

Blos, P, (1954) Prolonged adolescence. Amer. J. Orthopsychiat., 24.
Blos, P. (1962) On Adolescence. New York: Free Press.
Blos, P. (1979) Modification in the traditional psychoanalytic theory of adolescent develop­ment. A
Esman, А. Н. (1975) The Psychology of Adolescence. New York: Int. Univ. Press.
Freud, A. (1958) Adolescence. WAF, 5.
Harley, M. (1974) Analyst and Adolescent at Work. New York: Quadrangle.
Tyson, R. & Sundler, J. (1971) Problems in the selection of patients for psychoanalysis. Brit. J.Me