Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ПОЗНАНИЕ

ПОЗНАНИЕ (COGNITION)
Психические процессы приобретения, переработки, кодирования и хранения зна­ний. Познание включает в себя восприятие, представление, формирование понятий, мышление, суждение и воображение. Неко­торые определения познания являются весь­ма суженными (например, познание прирав­нивается переработке информации), а другие — слишком широкими (например, определение Кеслера: 'Все процессы выше рефлекторного уровня, вызывающие какие-либо изменения в поведении'). Утверждение Холта (1964), что к познанию относятся все аспекты символического поведения, отража­ет крайне расширенное содержание тер­мина, а также поле деятельности когнитив­ной психологии в последние десятилетия.

В психоаналитической литературе тер­мин познание обычно ограничивается ин­теллектуальными функциями индивида и часто относится к процессам развития ре­бенка (в частности, в генетической эпистемологии), изучавшимся Жаном Пиаже. Пи­аже много писал о построении объекта (сенсомоторный интеллект), о допонятийной, операциональной и формальной стадиях развития интеллекта, игре, символообразовании и взаимном влиянии интеллекта и аффектов. И лишь небольшая область его работы, а именно относящаяся к младенческому возрасту (сенсомоторному периоду по Пиаже), надлежащим образом исследова­лась с психоаналитической точки зрения.

Не так давно исследования, проведенные в рамках когнитивной психологии, касающи­еся психической репрезентации, включая предваряющую, иконическую (образную) и вербальную формы репрезентации (Вruner, 1966), постепенно были интегрированы в психоаналитическую теорию. Особый ин­терес среди психоаналитиков всегда вызы­вала проблема развития речи.

См. психолингвистика. [142,188,433.497,545,686]