Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ (PSYCHIC ENERGY)
Гипотетически существующая и, по ана­логии с физической, количественно измери­мая энергия, лежащая в основе всякой ак­тивности психического аппарата и, следова­тельно, всех психических проявлений. Кон­цепция психической энергии в том или ином виде присутствовала во всех теоре­тических построениях Фрейда. Однако ее серьезные недочеты постепенно вызвали волну резкой критики, приведшую в конеч­ном итоге к требованиям отказа от кон­цепции (Kubie, 1947, Holt, 1967, Rosenblatt and Thickstun, 1970). Тем не менее эвристичность понятия психическая энергия спо­собствовала его выживанию.

В 1923 году Фрейд предложил рассмат­ривать два отдельных вида энергии — сек­суальную энергию (или либидо] и агрессив­ную. Кроме того, с его точки зрения, следует выделить и нейтральную энергию, образу­ющуюся в процессе слияния сексуальных и агрессивных элементов влечений, дальней­шей их десексуализоции и деагрессивизоции. Впоследствии аналитические исследо­вания доказали наличие в психическом аппарате определенного количества изна­чальной нейтральной энергии, не требую­щей предварительного слияния сексуальных и агрессивных элементов и их преобразо­вания. Соответственно предполагалось су­ществование отдельной стадии развития, в которой энергия, равно как и психические структуры, находятся в недифференцирован­ном состоянии. Следует добавить также, что в ранних формулировках Фрейда влечения (аффекты) рассматривались как равнознач­ные по отношению к количественным энер­гетическим характеристикам.

В 1894 году Фрейд описывал психичес­кую энергию как '...нечто ...скользящее по поверхности следовых воспоминаний, по­добно тому, как скользит электрический за­ряд по поверхности тела' (с. 60). Вклад пси­хической энергии в мыслительные процессы, представления и образы был обозначен термином катексис. Соответственно наде­ленные энергией мысли и представления обозначаются как катектированные. Сте­пень катексиса, то есть связи идей, представ­лений и образов с психической энергией, рассматривалась в качестве важнейшего отличительного признака двух способов мышления — первичного и вторичного про­цессов. При первичном процессе психичес­кая энергия относительно подвижна и не является нейтрализованной. Вторичные процессы мышления, напротив, характеризу­ются связанной и нейтрализованной энер­гией, сдерживаемой и управляемой функци­ями непосредственной разрядки. Кроме того, принято различать понятие гиперкатексиса, объясняющего феномен внимания, и понятие контркатексиса, объясняющего ме­ханизмы вытеснения.

Функции психической энергии могут быть либо мотивационными, либо инструменталь­ными. Накопление психической энергии требует соответствующей разрядки и тем самым поддерживает такие поведенческие компоненты, как побуждения и влечения. Разрядка психической энергии и модель редукции напряжения являются центральны­ми для психоаналитической теории мотива­ции, основывающейся на подавлении ин­стинктивных влечений. С другой стороны, психическая энергия имеет различные ин­струментальные функции, например, форми­рование сигнальной тревоги или содействие переходу бессознательных мыслей и идей в сознание.

Принято считать, что контроль над уров­нем энергии в психическом аппарате осу­ществляется благодаря ряду регуляторных принципов. Принцип инерции (одно из наи­более ранних понятий Фрейда) гласит о том, что первичные функции психического аппарата, лишаясь энергетической стимуляции, тут же возвращаются в инертное состояние. Этот принцип, однако, был заменен впослед­ствии на принцип нирваны, регулирующий проявления влечения к смерти. Впервые принцип нирваны был использован Фрей­дом в работе 'По ту сторону принципа удовольствия' (1920) для обозначения таких тенденций психического аппарата, которые направлены прежде всего на снижение уровня энергии до нулевого или близкого к нему значения. Буддистская концепция нир­ваны, как известно, утверждает, что достиже­ние состояния покоя, блаженства и счастья возможно лишь на пути 'погашения' или 'замирания' всяческих желаний. Принцип нирваны близок к принципу постоянства, являющегося, по сути, гомеостатическим или вторично уравновешивающим правилом деятельности организма. Согласно после­днему, психический аппарат стремится удер­живать всякое возбуждение на как можно более низком, близком к минимальному, уровне. Фрейд рассматривал этот принцип как обязательное условие для сохранения организмом имеющихся запасов энергии, вполне достаточных для выполнения отдель­ных действий.

С развитием теоретических положений принцип постоянства был преобразован в принцип удовольствия. В его основу была положена аксиома: всякое человеческое существо ищет удовлетворения и избегает неудовольствия. Следовательно, преоблада­ющее влияние принципа удовольствия при­водит к поискам разрядки психической энергии. Однако и здесь Фрейду пришлось признать существование определенных несоответствий между теоретическими по­строениями и клиническими наблюдениями:

не всякое удовольствие, связанное с потреб­ностью в разрядке (и наоборот, неудоволь­ствие — с накоплением психической энер­гии, например, сексуальное поведение с приятным компонентом переживаний), под­чиняется принципу удовольствия. Поэтому Фрейд предложил ввести в психоаналити­ческий обиход еще один фактор — ритмич­ность накопления и разрядки психической энергии.

Концепция психической энергии являет­ся центральной для экономического и дина­мического подходов. После их построения все метапсихологические описания психи­ческих процессов и поведенческих прояв­лений обязательно включали изучение энер­гетического катексиса и контркатексиса, определение видов используемой психичес­ким аппаратом энергии (либидинозной, аг­рессивной и нейтральной), о также спосо­бов ее распределения и развертывания.

См. инстинктивные влечения, метапсихология, первичный процесс, принцип удовольствия/неудовольствия.




Данное понятие встречается в следующей литературе:

Freud, S. (1894) The neuropsychoses of defence. SE, 3.
Freud, S. (1920) Beyond the pleasure princi pie. SE, 18.
Freud, S. (1923) The ego and the id. SE, 19.
Holt, R. R. (1967) Beyond vitalism and mechanism. In: Science and Psychoanalysis, ed. J. H. Masserm
Kubie, L.S. (1947) The fallacious use of quantitative concepts in dynamic psychology. P.Q, 16.
Rosenblatt, A. D. & Thickstun, J T. (1970) A study of the concept of psychic energy. I JP, 51.