Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (PSYCHOSEXUAL DEVELOPMENT}

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (PSYCHOSEXUAL DEVELOPMENT)
Работы Фрейда, посвященные концеп­ции развития, основаны на его опыте иссле­дования возникновения и дальнейшей динамики невротических симптомов и харак­терологических нарушений в последова­тельных фазах становления либидинозных влечений. Фрейд обнаружил, что ранние фазы, названные им инфантильной сексу­альностью, связаны с катексисом либидо определенных эротогенных областей те­ло — оральной, анальной и фаллической. При этом каждая последующая фаза раз­вития индивида доминирует над предыду­щими. Чувственный компонент пережива­ний, исходящих из либидинозных зон, связан с приятными ощущениями и типичной ак­тивностью ребенка: с актами сосания, же­вания или кусания в оральный период', опорожнением кишечника или сдерживани­ем кала в анальный период, и, наконец, ма­нипулированием гениталиями (инфантиль­ная мастурбация) — пенисом или яичками у мальчиков и половыми губами у дево­чек — в фаллической фазе. Уретральный эротизм охватывает позднюю оральную, полностью анальную и раннюю фалличес­кую стадии.

Телесная активность ребенка и получа­емые им приятные ощущения сопровожда­ются соответствующими каждой стадии фантазиями, а также конфликтами с роди­телями или значимыми для ребенка лица­ми из близкого окружения. В фаллический период начинают сказываться анатомичес­кие различия между мальчиками и. девоч­ками. Современные исследования показы­вают, что осознание ребенком этих разли­чий проявляется уже в 15—19-месячном возрасте. До наступления фаллической фазы формируются страх кастрации и за­висть к пенису. В целом можно сказать, что догенитальноя сексуальность играет важ­нейшую роль в развитии невротических симптомов, черт и нарушений характера, а также девиантной сексуальности. В фалли­ческой фазе — в возрасте от двух до пяти с половиной лет — интенсивные влечения, объектные отношения, конфликты и фанта­зии ребенка фокусируются на фигурах родителей или на замещающих их объек­тах. На поздних стадиях фаллической фазы — фаллически-эдиповой — на пере­дний план выступает эдипов комплекс. Если ребенку удается правильно идентифициро­вать себя с родительской фигурой того же пола, эдипов комплекс, как правило, разре­шается. От успешности такого разрешения, а также от влияния некоторых других догенитальных и послеэдиповых факторов зави­сит дальнейший выбор индивидом своего объекта любви, то есть гомо- или гетеросексуального типа влечений.

Фрейд полагал, что различия раннего психосексуального развития у мальчиков и девочек до момента разрешения эдипова комплекса минимальны. Однако современ­ные исследования показывают, что подоб­ный взгляд требует основательного пере­смотра. Установлено, что, помимо процессов идентификации, установление половой при­надлежности ребенка зависит от взаимо­действия биологических факторов и специ­фической поддержки со стороны родителей, включая их ожидания в отношении ребен­ка и бессознательные фантазии. В фалли­ческой фазе осознание половых различий все более усиливается. У детей проявляет­ся интерес к обнаженному телу, любопыт­ство к лицам противоположного пола, жела­ние рассматривать чужие (скопофилия) и обнажать свои (эксгибиционизм) гениталии. У девочек особенно отчетливо проявляется чувство неадекватности собственных гени­талий, зависть к пенису и признаки сопер­ничества с мальчиками. У мальчиков пре­обладающим становится страх кастрации.

По завершении формирования эдипова комплекса, в начале шестого года жизни, наступает период относительного сексуаль­ного 'затишья'. В этот период, называемый латентным (6—7-й годы жизни) происходит пубертатная перестройка гормональных систем и подготовка к стадии подросткового возраста. После пубертатных изменений, когда генитальная область тела приобре­тает доминирующее значение, чувственные потребности раннедетского периода транс­формируются в подростковую сексуальную активность. Если в этом возрасте обнару­живаются не полностью изжитые остатки детской сексуальности, зрелая генитальная сексуальность может оказаться либо затор­моженной, либо искаженной. Кроме того, психические дериваты ранней сексуально­сти нередко способствуют образованию невротической симптоматики или характе­рологических нарушений. С другой сторо­ны, благодаря сублимации остатки инфан­тильной сексуальности могут послужить необходимым толчком на пути к достиже­нию социальных, профессиональных и твор­ческих успехов.

См. анальность, генитальность, детская сексуальность, оральность, подростковый возраст, половая принадлежность, сублима­ция, фаллос.




Данное понятие встречается в следующей литературе:

Bornstein, В. (1951) On latency. PSOC, 6.
Freud, S. (1905) Psysical (or mental) treatment. SE, 7.
Galenson, E. & Roi phe, H. (1976) Some suggested revisions concerning early female development. JAP
Greenacre, P. (1968) Perversions. PSOC, 23.
Tyson, P. (1982) A developmental line of gender identity, gender role, and choice of love object. J