Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ (DEVELOPMENT)
Поступательный процесс, при котором структуры и функции, определяющие лич­ность человека, постепенно эволюциониру­ют от биологического созревания индиви­да к его взаимодействию со средой. Такое взаимодействие осуществляется на основе генетически обусловленных последователь­ных этапов развития и реализации врож­денных возможностей, а также при содей­ствии внешних влияний и приобретенного индивидуального опыта. В психоаналити­ческой терминологии применяется для спе­циального обозначения процессов роста и созревания, непосредственно связанных с взаимодействием с внешним миром и спо­собствующих формированию основных психических структур — Оно, Я и Сверх-Я. При этом термин созревание относится к процессам физического и психического ро­ста, основанным на врожденных генетичес­ких возможностях организма и независи­мым от влияний внешней среды. В после­днее время, однако, этот термин утратил свою четкость, поскольку доказано, что вза­имодействие со средой играет важную роль как в развитии, так и в созревании.

В психоанализе понятие развития изу­чалось с различных точек зрения, в частно­сти, с позиций моделей развития, предло­женных отдельными авторами. Пожалуй, одной из наиболее известных остается психосексуальная модель Фрейда (1905). Согласно предложенной им схеме, развитие ребенка проходит через ряд последова­тельных стадий (оральную, анальную и фал­лическую) формирования либидинозных влечений; становление каждой из этих ста­дий связано с определенными областями тела и соответствующим чувственным воз­награждением органов, принадлежащих этим областям. С позиций классического психоанализа наиболее важным для разви­тия является объект. Однако многие из ис­следователей этой проблемы опираются на другие феномены, рассматривая стадии развития с точки зрения реакций ребенка на стабильность психологического образа матери, развития Я и Сверх-Я. Основными из этих функций являются: индикаторная и организующая (Шпиц), сепарации-индивиду­ации (Малер) и линий развития (А. Фрейд). Сходные попытки предпринимаются в на­правлении изучения стадий развития Само­сти, половой принадлежности и чувства реальности. Эти попытки, однако, недоста­точно четко обоснованы, а потому не полу­чили всеобщего признания.

Общей для всех схем является идея предсказуемой последовательности процес­са развития. Отдельные этапы такого про­цесса определяются как стадии или фазы. Концепцию психосексуального, или либидинозного, развития и схему сепарации-инди­видуации принято описывать с помощью фаз, хотя четких разграничении между понятия­ми стадия и фаза в упомянутых концепциях, в сущности, нет. Оба понятия соотносимы с периодами нормального развития, каждый из которых характеризуется специфически­ми структурами, санкциями и определенны­ми наборами поведенческих проявлений. Элементы каждой стадии неразрывно свя­заны и дополняют собой аналогичные эле­менты предыдущей стадии, при переходе в следующую фазу реорганизуются и объе­диняются с 'вышележащими". Хотя первую схему развития Фрейд предложил в терми­нах либидо, в 1938 году он выразил сомне­ние в четкой последовательности стадий развития либидо. Он был вынужден при­знать, что стадии могут перекрывать друг друга, а поведение, характеризующее одну стадию, может наблюдаться и в другой. Современные исследования поставили под вопрос правомерность не только модели в целом, но и отнесенности к стадиям отдель­ных личностных проявлений (Pine, 1985; Stem, 1985).

Стадии развития либидо, объектных отношений, личностного смысла и основных структур необходимо отличать от стадий жизненного цикла, то есть наиболее общих сочетаний физических и психических свойств, распределенных в различные периоды вре­мени по разным точкам спектра, состоящего из зависимости/независимости и адоптации к основным жизненным задачам и обязанно­стям. Стадии подразделяются на младенчес­кую (0—3 года), раннедетскую (3—6 лет), латентную (6—12 лет), подростковую (12— 18 лет) и зрелую. Перечисленные стадии имеют свои градации, а термином младенческий в литературе часто объединяют возраст от первого до пятого года жизни.

Среди моделей и теорий развития сле­дует выделить концепцию линий развития, разработанную А. Фрейд (это словосоче­тание особенно часто употреблял 3. Фрейд). С ее точки зрения, для оценки личности ребенка требуется гораздо больше того, что дают изолированные подходы, такие, как развитие либидо или интеллекта. Для пол­ного понимания комплексного процесса, каковым является развитие, А. Фрейд пред­ложила метафорическое описание отдель­ных поведенческих сочетаний (кластеров) в виде структурных единиц и их 'линейных' траекторий. С этих позиций ей удалось представить развитие в терминах отдельных предсказуемых, сцепленных и взаимосвязан­ных, перекрещивающихся и развертываю­щихся линейных рядов. При этом опреде­ляющие личность поведенческие кластеры представляют собой комплексы сцепленных психических структур — Оно, Я и Сверх-Я — с динамическими, адаптивными и генетичес­кими факторами. С точки зрения А. Фрейд, подобное взаимодействие влечений, Я и Сверх-Я со средой отражается в отдельных последовательностях некоторых частей детской личности. В совокупности эти пос­ледовательности раскрывают картину успе­хов или неудач на пути развития человека. Типичными линиями, к примеру, являются: 'от зависимости через эмоциональную уверен­ность в себе к объектным отношениям', 'от безответственности к ответственному уп­равлению собственным телом', 'от тела к игрушке, от игры к труду".

Поскольку линии развития рассматрива­ются как врожденные способности, суще­ствующие вне Я и Оно, их общую согласо­ванность и взаимодействие пришлось вводить в качестве постулата. Вместе с тем А. Фрейд подчеркивала, что развитие линий не всегда является равномерным, а потому в структуре личности можно выявить скры­тые нарушения и несоответствия. Подобные нарушения являются результатом взаимо­действий внутри сложнейшего клубка внешнесредовых, конфликтных, защитных и рег­рессивных факторов, а также зависят от степени зрелости индивида.

См. метапсихопогия, объект, психосексу­ольное развитие, структурная теория, теория либидо.




Данное понятие встречается в следующей литературе:

Freud, A. (1963) The concept of developmental lines. PSOC, 18.
Freud, A. (1965) Normality and Pathology in Childhood. New York: Int. Univ. Press.
Freud, S. (1905) Three essays on the theory of sexuality. SE. 7.
Freud, S. (1938) An outline on psychoanalysis. SE, 23.
Stern, D. N. (1985) The Interpersonal World of the Infant New York: Basic Books.
Tyson, P. & Tyson, R. L. Development. PMC. Forthcoming.