Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

РЕАЛЬНОСТЬ

РЕАЛЬНОСТЬ (REALITY)
Совокупность базисных предпосылок, касающихся наличия и сущности восприни­маемого человеком внешнего мира. Психо­аналитическая традиция не всегда согласу­ется с таким определением: согласно одно­му из основных подходов к определению реальности, последняя представляет собой абсолютное, фиксированное и объективное описание внешнего материального мира и происходящих в нем событий. Реальность, таким образом, самоочевидна и не может быть представлена различными способами. Согласно другой точке зрения, первосте­пенным при определении реальности явля­ется субъективный опыт. Соответственно реальность можно рассматривать как отно­сительное, изменчивое и субъективное опи­сание переживаний индивида. Она есть лишь интерпретация воспринимаемого во­вне, а потому может быть представлена в виде различных версий. Большинством пси­хоаналитиков используются преимущество обоих определений. Достигаемое таким синтетическим путем понимание реально­сти неразрывно связано с современными теоретическими воззрениями на развитие человека, его психическую деятельность, пси­хопатологию и психоаналитическую те­рапию.

Начальные этапы развития организма человека характеризуются формированием концепции реальности, основанной на разграничении "Я" и 'не-Я', внутреннего и внешнего. В дальнейшем с дифференциа­цией индивида и развитием Я нарастает степень осознания реальности как некое­го "внешнего феномена", внешнего компо­нента общего процесса дифференциации. Параллельно с образованием постоянных образов себя и объектов развивается ощущение постоянства реальности, связан­ное с процессом интернализации и стаби­лизацией представлений о внешнем мире. Одной из важнейших интегративных частей такого процесса являются переживания, связанные с любимыми объектами. Форми­рующаяся в результате стабильная струк­тура внутренних представлений помогает индивиду сохранять чувство своей идентич­ности и ориентироваться в изменчивых ус­ловиях без нарушений психической дея­тельности и расстройств адаптации. Посто­янство реальности способствует становле­нию таких функций Я, как предвидение, предсказание, планирование, восприятие, оценка реальности и др. Недостаток по­стоянства реальности, напротив, приводит к чувству 'нереальности', трудностям усвое­ния нового опыта и пережитых ранее ситу­аций, а также к нарушениям сохранности контактов с реальностью. Постоянство ре­альности поддерживает силу и автоном­ность функций Я. Исходя из сказанного, реальность можно рассматривать кок не­посредственно донный, естественный мир конкретно воздействующих на индивида объектов, поддающихся верификации путем научного наблюдения. С этой точки зрения внешняя реальность включает два поня­тия — фактическую (материальную) и объек­тивную реальность.

Фрейд (1911) описал два регулирующих принципа психической деятельности, необ­ходимых, с его точки зрения, для понимания концепции реальности. Основополагаю­щим (и более ранним из них) является прин­цип удовольствия. Последний, однако, посте­пенно преобразуется в принцип реально­сти, благодаря которому индивид развивает способность отказываться от немедленного, но вместе с тем неопределенного в своих последствиях удовлетворения в пользу дли­тельного и стабильного вознаграждения и самосохранения. Хотя при нормальном зрелом развитии начинают преобладать способы деятельности, соответствующие требованиям внешней реальности, мотивационная сила стремления к удовольствию полностью не исчезает и не замещается другими, сохраняясь в редуцированной форме. Если ребенок, например, откладыва­ет приятную игру во дворе и задерживает­ся в доме или молодой отец отказывается от увлекательного хобби ради сохранения спокойствия в семье, то такое поведение следует рассматривать в аспекте принци­па реальности. Более того, подобное пове­дение является сообразным реальности, то есть таким, в котором отдельные поступки согласуются с пониманием причин и след­ствий во внешнем реальном мире (включая мир человеческих отношений). Однако в некоторых случаях индивид может на неко­торое время отказаться от реалистичного взгляда на мир и отдать предпочтение не­посредственному и сиюминутному удовлет­ворению потребностей. Такое поведение будет характеризоваться как период рег­рессии или 'сознательно принимаемой аль­тернативы'. Принципы удовольствия и ре­альности можно дополнить двумя родствен­ными понятиями: Я-удовольствие и Я-реольность. Редко используемые в современном психоаналитическом лексиконе из-за их неоднозначности и дискуссионности, оба термина, тем не менее, могут применяться при описании взаимоотношений Я с миром влечений или, наоборот, с внешней средой.

Понятием проверка реальности обозна­чается функция Я, с помощью которой осу­ществляется разграничение мыслительной деятельности и процессов восприятия и тем самым разграничение внешнего опыта и внутреннего. Другими словами, проверка реальности позволяет распознавать пред­ставления, исходящие из внутренней психи­ческой жизни (воспоминания, фантазии), и отделять их от тех, что поступают из внеш­него мира через органы восприятия. Одна­ко, как показывают современные исследо­вания, такая дихотомия является несколько упрощенной. Сенсорные импульсы испыты­вают на себе сдерживающее или искажа­ющее влияние психики и в непосредствен­ном виде до уровня сознания на доходят. С другой стороны, но воспоминания и фан­тазии могут оказывать значительное моди­фицирующее воздействие объекты внешне­го миро. И все же на индивидуальном уровне основной характеристикой провер­ки реальности является способность к раз­граничению внутренних переживаний и пе­реживаний, связанных с существованием внешнего мира. Проверка реальности дей­ствует прежде всего в направлении укреп­ления внутренних связей Я и достижения ин­дивидом большей четкости и точности отграничения себя от объектов.

Более сложным компонентом проверки реальности является постоянная деятель­ность по 'примирению' или согласованию несоответствий, возникающих между внут­ренне и внешне обусловленными пережи­ваниями. При наличии таких несоответствий внутренние представления (проистекающие из воспоминаний,накопленных в процессе обучения, убеждений, верований и фантазий) со временем претерпевают изменения под влиянием новых впечатлений и воспринима­емых образов. Так, например, новоприобре­тенный опыт может изменить представления о дружественном расположении всех без исключения 'мохнатых' животных (многие из которых в действительности могут быть опасными), в других случаях могут возобла­дать интрапсихические представления, и тогда индивид приходит к выводу о неистин­ности воспринимаемого объекта (например, при оптических иллюзиях). Этот компонент проверки реальности играет немаловаж­ную роль в формировании внутреннего опыта, где требуется участие внутренних убеждений и фантазий.

Проверка реальности имеет свои зако­номерности развития — от простого разгра­ничения внутреннего и внешнего до комплек­сного процесса оценки приобретенного опы­та. Последний, наиболее высокий уровень проверки реальности, нередко обозначае­мый как процессуапизация реальности, включает способность воспринимать, рас­познавать и оценивать собственные аффек­ты, мотивы и внутренние представления об объекте, разграничивать прошлое и настоя­щее, о также другие, еще более тонкие, нюан­сы внутреннего опыта. Процессуализация реальности может включать, в частности, понимание того, какое влияние оказывают собственные предрассудки, особенности характера, нарушения процессов переноса, возникающего при установлении взаимоот­ношений с другими. На этом уровне функция проверки реальности может быть значитель­но улучшена с помощью психоаналитичес­кой терапии.

Если термин проверка реальности обо­значает прежде всего функции поиска и сравнения, проявляющиеся автоматически на бессознательном уровне, то другое по­нятие — чувство реальности— принято от­носить к процессом субъективного осозна­ния реальных или воображаемых событий, причем осознания не беспочвенного, а ос­нованного на приобретенных знаниях о внешнем мире или самом себе.

Адоптация к реальности означает при­способление поведения индивида или при­нятие постоянно изменяющихся требований окружения, включая человеческие взаимо­отношения.

Проверка реальности, чувство реально­сти и адаптация к реальности создают от­ношение к реальности, включающее в себя понимание событий внутреннего и внешне­го мира, их разграничение, а также обра­зование наиболее приемлемых для индиви­да связей и форм реагирования. Под воз­действием неблагоприятных факторов (стресса, психопатологических нарушений, сенсорной депривации и т.д.) любая из трех указанных функций может нарушиться, под­вергнуться регрессии к более примитивно­му уровню или полностью исчезнуть.

Нарушения функции адоптации к реаль­ности имеют самый широкий спектр — от незначительного снижения гибкости у лиц с чертами навязчивости до полного игнори­рования окружения, наблюдаемое при органических синдромах. Выраженные на­рушения функции проверки реальности в форме иллюзий, галлюцинаций или потери способности дифференцировать собствен­ные проявления обнаруживаются прежде всего при психотических состояниях. При психоневрозах и хароктеропатиях обычно повреждаются лишь поверхностные (вне­шние) уровни процессуализации реальности, сопровождающиеся, однако, нарушениями адаптивных функций. У пограничных боль­ных наряду с высшими уровнями могут по­вреждаться и такие функции, кок чувство реальности и идентичности. При шизофре­нии нередко встречаются стойкие состоя­ния деперсонализации, чувство отчужденно­сти и/или гибели Я, а также искажения схе­мы тела.

В большинстве случаев, если рассмат­ривать упрощенно, реальность принято отождествлять с внешним миром. Однако при более скрупулезном ее рассмотрении, особенно если учитывать проявления внутреннего мира субъективных переживаний, мы вынуждены признать возможность раз­личных интерпретаций мира внешних событий (примерами здесь могут служить следу­ющие вопросы: что более реально — идея, мысль или стол и стул? Что более истинно — поэма или научный эксперимент?).

В общепринятом смысле психическая реальность — это весь субъективно пережи­ваемый мир индивида, который включает мысли, чувства, фантазии и другие феноме­ны, отражающие внешний мир. Таким образом, психическую реальность можно рас­сматривать кок синоним внутренней и субъективной реальности. Все три терми­на призваны отграничивать в психоанали­тической теории субъективный опыт инди­вида от мира физических объектов. Психи­ческая реальность рассматривается также как одна из возможных версий — создан­ных благодаря восприятию внешних объек­тов и внутренним представлениям — реаль­ного внешнего мира. Психическая реаль­ность, следовательно, представляет собой фундаментальное интегративное образо­вание. Некоторые теоретики предпринима­ют попытки разграничить психическую и внутреннюю реальность, сопоставляя психи­ческую реальность с внутренними источни­ками субъективного опыта, то есть с бессоз­нательными фантазиями и представления­ми. При этом ощущения, поступающие из внешнего мира, являются внешним источни­ком субъективного опыта. Под термином внутренняя реальность теоретиками этого направления подразумевается наиболее общий феномен, отражающий тотальный субъективный опыт, основанный на интегра­ции представлений о воспринимаемом внешнем мире.

Подобно тому, кок внутренняя реаль­ность не является 'чистым' продуктом фан­тазии, так и внешняя реальность имеет свое сложное строение. Можно утверждать, что внешняя реальность сводима к двум следующим основным проявлениям: "фак­тическому' — объективно верифицируемо­му и подтверждаемому путем научного по­знания — и "искусственному" — интерсубъектно общепринятому/ 'конвенциальному', состоящему из мира слов, мифов, традиций, межличностных и групповых форм поведе­ния. Философские взгляды, основанные на подчеркивании фактической или искусст­венно-интерсубъектной стороны внешней реальности, хотя и имеют первостепенное значение для культуры, непосредственного преломления в психоаналитической теории не находят. Здесь необходимо вкратце ос­тановиться на понятии реальности в психо­аналитическом аспекте.

Некоторые формы психотерапии, в пер­вую очередь поведенческая и поддержива­ющая, направлены прежде всего на улучше­ние адаптации к условиям внешней реаль­ности. Психофармакотерапия и лечение, основанное на структурировании внешней для больного среды, преследуют не менее важные цели, а именно восстановление иска­женных или поврежденных функций провер­ки реальности и чувства реальности. В про­тивоположность этим методам лечения,пси­хоаналитическая терапия нацелено на вос­становление высших уровней реальной де­ятельности и психической реальности кок таковой, а также на расширение понимания, познания и обретение свободы пациентом, особенно по отношению к той части его ду­шевной жизни, которую мы причисляем к миру внутреннего опыта- Психоанализ, в от­личие от других методов лечения, не пытается навязать какие-либо фиксированные взгля­ды на реальность, ровно как и заранее уго­товленные (а потому предвзятые) способы 'правильного' приспособления.

См. индивидуация, принцип удовольствия/ неудовольствия, развитие Я, фантазия, фун­кции Я.

[267,328,470,674, 728, 860]