Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

СЕПАРАЦИЯ-ИНДИВИДУАЦИЯ

СЕПАРАЦИЯ-ИНДИВИДУАЦИЯ (SEPARATION-INDIVIDUATION)
Термин, предложенный Малер для опи­сания двух взаимосвязанных процессов, постепенно разворачивающихся в ходе психического развития/ в частности,для опи­сания 'психологического рождения' ребен­ка. Термин применяется также в теорети­ческом смысле при изучении некоторых процессов и/или стадий развития. До на­ступления фазы сепарации-индивидуации можно наблюдать предшествующие очер­ченные периоды развития — нормальную аутистическую фазу (от момента рождения до десятой—двенадцатой недели жизни), отличающуюся сравнительным 'безразли­чием' (отсутствием ответов) на внешние сти­мулы и нормальную симбиотическую фазу (от шести недель до конца первого года жизни), характеризующуюся установлением специфической аффективной привязанности ребенка и матери.

Понятием симбиоза матери и ребенка принято обозначать восприятие ребенком материнского объекта и себя как двуединого существа (Mahler & Gosliner, 1955); при этом мать выступает в виде удовлетворяющей потребности ребенка части его Самости. При усилении фрустрации и удовлетворе­ния, а главное — при их чередовании, мла­денец начинает осознавать 'нечто вовне' (вне симбиотического дуального единства) и вырабатывать устойчивый образ матери. Симбиотические взаимоотношения прояв­ляются прежде всего специфической реак­цией улыбки на мать. В свою очередь, осоз­наваемые или бессознательные способы поведения по отношению к младенцу созда­ют основу для его концепции объектного мира и формирования Самости.

Наступление фазы сепарации-индивиду­ации, заканчивающейся примерно в возра­сте 24-х месяцев, приходится на пик симби­оза в пяти-шестимесячном возрасте. Сепа­рация отражает процесс выхода из симби­отического единства с матерью и наряду с формированием представлений о матери 'вне Самости' включает установление объектных отношений. Индивидуация под­разумевает процессы различения и огра­ничения ребенком собственных свойств и особенностей, то есть процессы дифферен­циации Самости и объекта и создание ин­трапсихического образа Самости в виде серии последовательных представлений. Малер выделяет в процессе сепарации-индивидуации четыре подфазы:

1. Дифференциация (от пятого-шестого до десятого месяца жизни), отличающаяся нарастающим осознанием заинтересован­ности ребенка в событиях внешнего мира, а также 'вылуплением' из симбиотического единства.

2. Упражнение (между десятым и пятнад­цатым месяцами жизни), характеризующееся испытанием и оценкой зарождающихся моторных и когнитивных навыков, развитие которых приводит к дальнейшей физичес­кой и психологической сепарации. Однако но этом этапе развития ребенок еще не может обойтись без поддержки со сторо­ны матери, присутствие которой необходи­мо для эмоциональной подпитки, особенно в состоянии упадка сил или усталости. Основным настроением в этой подфазе является эйфория, сопровождающаяся ощу­щением собственного всемогущества и ве­рой во всесилие матери.

3. Восстановление (между шестнадцатым и двадцать четвертым месяцами жизни) от­ражает процесс и/или период разрешения интрапсихического кризиса, связанного с противоречивыми желаниями оставаться вместе с матерью, с одной стороны, и быть самостоятельным, осознающим себя в каче­стве независимого индивида — с другой. Развитие когнитивных процессов заставля­ет ребенка болезненно осознавать свою обособленность от матери и невозмож­ность удерживать ее под своим контролем. Именно здесь впервые проявляется страх сепарации, ослабевает чувство собственного всемогущества, теряется прежняя уверен­ность во всесилии матери, контролировать которую теперь ребенок пытается с помо­щью манипулирующего поведения. В этой подфазе трудности, возникающие между матерью и ребенком, отражаются в конф­ликтах анальной и ранней эдиповой фаз психосексуального развития. Интенсивность амбивалентности постепенно убывает, а у ребенка развивается более реалистичное восприятие себя и возрастает автономия.

4. На пути к константности объекта (между двадцать четвертым и тридцатым месяцами жизни) — период, когда ребенок начинает интересоваться качеством и фун­кцией психического репрезентанта матери. Константность либидинозного объекта оз­начает, что качество любви психического репрезентанта матери вызывает у ребен­ка примерно такое же чувство надежности и комфорта, которое вызывает реальное присутствие матери. Интрапсихическая репрезентация матери получает позитивный катексис даже тогда, когда ребенок сердит­ся или отделяется от матери но определен­ный период времени.

Поскольку ни воспоминания, ни психи­ческие репрезентанты не могут полностью заменить реальной любви объекта, период 'на пути к константности объекта* представ­ляет собой безграничный, длящийся в тече­ние всей жизни процесс, который никогда не может стать завершенным.

См. константность объекта, сепарация, симбиоз.

[583,588, 589]