Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

СИМВОЛ

СИМВОЛ (SYMBOL)
Символизация (Symbolization)
Символизм (Symbolism)
Символизм есть форма непрямого, кос­венного представления; символизация— уникальный, присущий только человеку психический процесс замещения одних образов другими идеационными образованиями, характеризующимися лишь отдаленным сходством с первичными представления­ми — сходством, основанным на случайных, вторичных, малосущественных деталях. В широком смысле понятие символа относят­ся ко всем видам замены простого словес­ного выражения наблюдаемых и гипотети­ческих явлений другими, непрямыми спосо­бами отражения — математическим, хими­ческим, физическим, фонетическим, речевым и др. В психоанализе принято разграничи­вать два основных типа символического отражения явлений: 1) сравнительное (в виде знака или признака), когда соотноше­ния между обозначаемым (понятием) и обо­значающим средством (звуком, образом) строятся на основе общепринятых в дан­ной культуре правил (соглашения), как это бывает в случае большинства употребляе­мых слов; 2) в виде символа, имеющего со­знательную, 'явную' часть, но на самом деле отражающего скрытое, латентное, бессозна­тельное психическое содержание. Во вто­ром случае соотношение между символом и его содержанием основано на общем сходстве либо аналогии. Так, например, об­раз дома может отражать человеческое тело, вид башни — пенис и т.п. Подобные косвенные и непроизвольные элементы понятия символ лингвистом де Соссюром (1966) обозначены как мотивационные. Именно этот — мотивационный — смысл вкладывал в понятие символа и Фрейд. С его точки зрения, символическое значение выявляется посредством ассоциаций, неред­ко весьма неопределенных, а потому труд­норазличимых.

Если знак '...как средство общения свя­зан с торможением разрядки, препятствием но ее пути... то символ при вытеснении либо искажении бессознательного содержания имеет возможность 'разрядиться' прямым, непосредственным образом' (Beres, 1960, с. 330). Различия между знаком и символом, а также сознательными и бессознательны­ми символическими процессами подробно изучены в работах Пиаже (1962), Вернера и Каплан (1984).

Символы могут рассматриваться как некие 'заменители' языкового выражения (чисто конвенциональной системы) или же сознательной либо бессознательной орга­низации мышления, проявляющегося в виде свободных ассоциаций. Язык, знаковая си­стема и упорядоченное мышление, напро­тив, являются подвидами врожденной спо­собности к репрезентации (символизации в широком смысле), с помощью которых они могут реализовываться и сохраняться.

Интерес к проблеме символа в психо­аналитической теории имеет длительную историю; он восходит к наблюдениям Фрейда, выявившего параллели между пред­ставлениями у людей примитивных культур и невротическими симптомами и символи­ческими сновидениями у современников. Все виды символов Фрейд понимал как следствие бессознательных первичных про­цессов, направленных на снижение уровня тревоги (с помощью вытеснения неприем­лемых для индивида желаний и мыслей). Символообразование сдерживает разрядку напряжения, возникающую между побужде­ниями и возможными реакциями. Символы призваны смещать желания с запретных объектов на объекты-'зоменители', обеспе­чивая тем самым непосредственное удов­летворение. Компромисс, достигаемый ча­стичной экспрессией с помощью символов, служит как индивиду, так и культуре.

Фрейд отмечал, что основными объекта­ми символического выражения являются функции тела и его отдельных частей, сек­суальность, семья, а также рождение и смерть, что, в частности, подтверждается содержанием конфликтов, симптоматики и проблем пациентов. В более поздних пси­хоаналитических концепциях учитываются также способы самораскрытия Самости (Ricoeur, 1970). Специфическое символооброзование в структуре нарушений мышле­ния, расстройств настроения и характера можно интерпретировать кок усилия инди­вида заново обрести утраченные объекты или восстановить утраченную упорядочен­ность — упорядоченность, достигнутую бла­годаря способности человека к символиза­ции в широком смысле слова.

Ранние убеждения Фрейда относитель­но универсального, врожденного характера символов и первичных фантазий в настоя­щее время подвергаются существенному пересмотру. Принято считать, что сходство основных символических образов в различ­ных культурах связано с общностью чело­веческого опыта как такового, с формами выражения детской любознательности и, наконец, с собственно когнитивными процес­сами, задействованными в символооброзовании. Однако, как отмечал Фрейд (1918), когнитивные процессы не всегда соответ­ствуют схемам, связанным с индивидуальным опытом. В подобных случаях символы мо­гут отражать не только отсутствующие в прошлом опыте индивида события, но и от­дельные аспекты 'перспективы'. Иными сло­вами, подмеченные Фрейдом схемы когни­тивных процессов детерминированы не столько прошлым опытом индивида, сколь­ко моделью, состоящей из компонентов кок прошлого, ток и 'будущего' (Smith, 1976).

Несмотря на отсутствие прямых связей между символами и образованием ассоци­аций, знание и осторожное использование бессознательных характеристик символа может стать важным подспорьем в понима­нии различных конфликтов пациента. Сим­волизм всегда сочетается с неоднозначно­стью интерпретаций и поэтому требует уче­та всех допустимых значений символа, при­обретающего конкретное выражение только в общем контексте защитных либо адаптив­ных процессов. Исходя из общетеоретичес­ких положений, определенные аспекты меж­дисциплинарного изучения символизма дол­жны включать в себя проблемы формирова­ния и раннего развития процессов символи­зации, соотношений между символическими формами выражения состояний сознания, а также степени вовлеченности конфликтных образований в процессы символизации.

См. первичный процесс, представления, сновиденье, сновидения.

[71,106,249,289,296,326,686,722,726, 756,784,796,858,871]