Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

СКОРБЬ

СКОРБЬ (MOURNING)
Понятие, отражающее процесс восста­новления психического равновесия после утраты значимого объекта любви. Хотя это понятие применимо прежде всего к ситуаци­ям, связанным со смертью любимого челове­ка (невосполнимая утрата), скорбь является нормальной реакцией на любую значимую потерю. Душевная боль скорбящего челове­ка сопровождается, как правило, потерей интереса к внешнему миру, схваченностью воспоминаниями о любимом объекте и сни­жением способности к новым эмоциональ­ным привязанностям. Простое, неосложнен­ное чувство скорби не является патологи­ческим и не требует лечебного вмешатель­ства. С течением времени индивид адапти­руется к утрате и возобновляет общение, приносящее радость и удовольствие.

Хотя оценка реальности остается со­хранной и подкрепляет понимание того, что любимый объект более не существует, дви­жимое изнутри чувство скорби не дает сра­зу и полностью отторгнуть привязанность к этому объекту. Скорбящий вновь и вновь пытается отрицать реальное и возвраща­ется к психическое образу утраченного объекта. Тем самым утрата объекта транс­формируется в утрату Я. Постепенно, однако, проходя стадии развития процесса скор­би, Я исцеляется, и психическое равновесие восстанавливается. "Работа' скорби состо­ит из трех последовательных взаимосвязан­ных фаз. При этом успешное завершение предыдущей фазы влияет но осуществление последующей: 1) принятие, понимание и совладание с фактом утраты и сопровож­дающих его обстоятельств; 2) собственно скорбь, характеризующаяся отходом от привязанности и идентификации с утрачен­ным объектом (декатексис); 3) возобновле­ние эмоциональной жизни в соответствии с уровнем собственной зрелости и, как правило, установление новых взаимоотно­шений (рекатексис). Способность к полно­му переживанию печали в любом возрас­те зависит от таких внутренних и внешних факторов, как уровень эмоциональной зре­лости, умение переносить душевную боль, устойчивость самооценки, степень зависимо­сти от утраченного объекта, а также от осо­бенностей ситуации утраты. В детском воз­расте исход процесса переживания скорби зависит от таких факторов развития, как уровень постоянства Самости и объекта, способности воспринимать конкретные аспекты смерти, умения переносить болез­ненные аффекты и от поддерживающих взаимоотношений с родителями.

Термин скорбь может применяться по отношению к процессам, не обязательно связанным с утратой в виде смерти близ­ких. Печаль и скорбь, например, могут воз­никнуть вследствие утраты идеалов либо свободы любимой страны; скорбь возмож­но и по поводу утраты какой-либо части тела (вследствие вынужденного оперативно­го вмешательства или несчастного случая). Утрата неодушевленных, но значимых объек­тов (дом и т.п.), индивидуально значимые ситуации (робота, развод, разрыв дружеских отношений, отделение детей, окончание ана­лиза) могут также сопровождаться чувством печали.

Хотя Фрейд различал нормальное чув­ство скорби и депрессию, большинством психоаналитиков столь строгая дифферен­циация не признается. Некоторые формы депрессии связаны с биологическими, эти­ологическими факторами, и лишь в незна­чительной степени с утратой того или ино­го объекта.

См. депрессия, катексис, объект, печаль. [122, 160,294,324,690,850,900]