Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

СНОВИДЕНЬЕ, СНОВИДЕНИЯ

СНОВИДЕНЬЕ, СНОВИДЕНИЯ (DREAMING, DREAMS)
Сновиденье является нормальным рег­рессивным психофизиологическим феноме­ном сна, протекающим циклами по 90 мин. Сновиденье определяется по признаку "бы­строго движения глаз' (REM-фаза), возника­ющему на первой стадии сна. У детей сон является более продолжительным, чем у взрослых; по меньшей мере 50% детского ночного сна занимает REM-фаза и снови­денье. В этой фазе наблюдается эрекция пениса и кровонаполнение клитора; этот признак используется при разграничении органической и психогенной импотенции.

Тревожные сновидения могут сопровож­даться пробуждением в REM-фазе, при этом их содержание не запоминается. Тревож­ный выход из состояния сна может иметь место в любой из стадий. Сновидения, на­рушающие 4-ю стадию сна, часто сопро­вождаются сомнамбулизмом, говорением во сне, ночными страхами (povor nocturnus) и редко запоминаются. Забывание сновиде­ний обусловлено как физиологическими особенностями (необходимостью незамед­лительного восстановления внимания), так и психологическими факторами (вытеснением, сопротивлением, цензурой). Забытые снови­дения удается воскресить в памяти при оп­ределенных условиях, например при психо­анализе и гипнозе.

В работе 'Толкование сновидений' Фрейд рассматривает феномен скрытого, или латентного, содержания, лежащего в основе сновидений. Попытки проникнове­ния в сущность этого феномена привели Фрейда к наиболее важным теоретическим обобщениям его концепции. Другие иссле­дователи считают, что сновидение является одним из способов решения конфликта — проработкой психотравмирующих пережи­ваний и совладанием с ними, как настоящих, ток и детского возраста. Сновидение рас­сматривается также как особая форма усвоения информации, способствующего совладанию с эмоциональными пробле­мами.

Процессы мышления и аффекты пред­ставлены в сновидениях в зрительной либо, что значительно реже, в слуховой форме; могут проявляться и другие модальности сенсорного восприятия — осязательные, обонятельные, вкусовые и двигательные. С точки зрения Фрейда, сновиденье и снови­дение являются результатом работы снови­дения— психологического процесса, харак­теризующегося архаическими способами мышления, в частности смещением, сгущени­ем и замещением, способствующими пере­воду скрытого содержания в явное снови­дение. Два других элемента работы снови­дения — наглядная и символическая репре­зентация— представляют собой процесс трансформации мыслей в чувственные (сен­сорные) символы и образы. И, наконец, вто­ричная переработка— соединение раз­розненных образов и элементов сновиде­ния и создание единого связного содержа­ния (фабулы, действия). Иногда вторичной переработки не происходит, и тогда снови­дение проявляется в виде расчлененных, разорванных или причудливо переплетен­ных серий образов и фраз.

Явное содержание сновидения — это то, что способен вспомнить пробудившийся индивид: взаимосвязанные образы, речь, содержание чувственных и аффективных компонентов, а также их формальные аспек­ты, включающие разделение на отдельные отрезки, комментарии сновидения и т.п. Сновидения но протяжении одной ночи либо одного и того же периода сна связа­ны единой и последовательной работой мышления; например, разрешение одного конфликта приводит к возникновению про­блемы следующего сновидения, либо один и тот же конфликт проходит через всю ночь.

Процесс образования сновидения обычно рассматривается следующим образом: под воздействием регрессии, релаксации моторной сферы и ослабления сознатель­ной и бессознательной цензуры оживляют­ся архаические функции мышления, проявля­ющиеся в виде работы сновидения, использу­ющей первичные процессы мышления. Рабо­та сновидения, взаимодействуя с дериватами влечений детского возраста, защитой и свя­занными с ней конфликтами, а также с возни­кающими на этой основе представлениями, формирует зрительные образы (сновидения), замещающие собой мысли, порождаемые во время сна.

Остатки дня или провоцирующие стиму­лы представляют собой непосредственные источники материала для формирования сновидения (то есть источники в виде без­вредных элементов дневного содержания). Если события, впечатления, образы воспри­ятия, мысли, идеи и чувства нескольких пре­дыдущих дней возникают в сновидении как несущественные, то их значение следует искать в глубоко вытесненных влечениях, желаниях и конфликтах раннего детского возраста. Остатки дня связываются с бес­сознательными детскими влечениями и же­ланиями эротического и агрессивного харак­тера, маскируя тем самым инфантильные импульсы, стимулирующие образование сновидения. К такой маскировке добавля­ется процесс искажения (включая вторич­ную переработку), вызываемый работой сновидения.

Понятие 'экран сна' было введено Бер­трамом Левином для описания сновидений, не имеющих четкого и распознаваемого зрительного содержания. Такие сновидения представляют собой 'чистый' или 'пустой' фон, необязательно воспринимаемый тако­вым или оживляемый в памяти. Их принято рассматривать как инфантильные сны, сим­волизирующие фигуру матери или грудь. Некоторые авторы считают, что экран сна является фоном или матрицей сновидения; на этом фоне проявляются зрительные со­держания, а также элементы бодрствования.

Фрейд называл сновидения 'царской дорогой к бессознательному'. Возрастаю­щее значение психологии Я и проблем пси­хоаналитического процесса способствовало тому, что толкование сновидений стало од­ним из наиболее важных элементов анали­тической работы. Использование сновиде­ний в терапии помогает, таким образом, вскрывать бессознательные проявления психического содержания, интегрировать детские фантазии и лежащие в их основе влечения и, наконец, связывать конфликты и защиты со скрытым содержанием, проявляю­щимся в актуальном поведении и переносе.

См. вытеснение, первичный процесс, рег­рессия, символ.

[25,214,216,224,249,251,292,392,555, 579,533, 872]