Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

СВЕРХ-Я (СУПЕР-ЭГО)

СВЕРХ-Я (СУПЕР-ЭГО) (SUPEREGO)
Одна из трех гипотетических систем трехкомпонентной (структурной) модели психики — Сверх-Я — обеспечивает и под­держивает сложный конгломерат идеалов, ценностей, запретов и приказаний (совесть). Сверх-Я осуществляет функции 'слежения' за Самостью и сопоставления его с идеа­лами, оно или критикует и наказывает, что сопровождается различными болезненны­ми аффектами, или вознаграждает и тем самым повышает самооценку. Термин Сверх-Я (Uber-lch) введен Фрейдом в 1923 году. Вначале он использовался как сино­ним более раннего понятия Я-идеал (Ich-Ideal) и описывался как ступень на пути диф­ференциации Я. Фрейд рассматривал его как большей частью бессознательный фе­номен, соответствующий клиническому на­блюдению, что многими пациентами само­критика и совесть не осознавались точно ток же, как и влечения: '...Не только самое низменное, но и самое возвышенное в Я может быть бессознательным'.

Хотя Сверх-Я рассматривается как не­кая абстракция, обладающая относительно стабильными функциями и более или менее связной конфигурацией (или структурой), его дериваты можно легко обнаружить в фено­менах, метафорически описываемых как внутренний голос, внутренний авторитет или внутренний судья. Эти персонифицирован­ные внутренние образования привели к появлению таких знакомых терминов, как внутренние объекты, внутренние объектные отношения и интроекты. Эти обозначения во многом объясняются чувствующимся раз­делением, существующим между Сверх-Я и остальной личностью. Такое разделение, по-видимому, является следствием конфликта между Сверх-Я и Я, сопровождающегося болезненными чувствами собственной не­полноценности, стыда и вины.

Фрейд полагал, что Сверх-Я развивает­ся но основе ранней идентификации с ро­дителями, когда те утрачивают качество объектов сексуальной любви, то есть в пе­риод 'крушения эдипова комплекса'. Он называл Сверх-Я, или Я-идеол, 'законным наследником' эдипова комплекса и поэто­му описывал его как репрезентант наибо­лее интенсивных переживаний любви в раннем детстве. Однако он добавлял, что Сверх-Я — это не просто остаток или оса­док былого объекта любви, оно приводит также к появлению реактивных образова­ний в ответ на такую идентификацию. Сверх-Я содержит две посылки: 'ты должен быть таким' и 'ты не можешь быть таким'. Кроме того, Сверх-Я ребенка может фор­мироваться скорее на основе Сверх-Я ро­дителей, чем на основе воспринимаемого образа родителя. Фрейд полагал также, что суровость и жесткость Сверх-Я зависит не столько от суровости родителей, сколько от удельного веса агрессивных желаний инди­вида. Так, он отмечал (с. 54): '...чем более человек контролирует свою агрессивность, тем более интенсивной становится склон­ность его идеалов к агрессии против Я (или в аспекте динамики: агрессия обращается против собственной персоны)'.

Фрейд (1923) отмечает, что Сверх-Я появ­ляется в ходе попыток разрешить эдипов конфликт. Мальчик, опасаясь кастрации, от­казывается от эдиповых инцестуозных жела­ний и идентифицируется с отцом/идеалом и моральными желаниями отца. Более ранние угрозы — утраты объекта, утраты любви и кастрации — интернализируются в виде специфических угроз со стороны Сверх-Я. Фрейд понимал женское Сверх-Я значи­тельно хуже. Сегодня, однако, многие прово­дят различия между мужским и женским Сверх-Я на основе их содержаний (идеалов и запретов), но не на основе превосходства или неполноценности структуры.

Многие авторы исследовали архаичес­кие доэдиповы стадии развития Сверх-Я (Jacobson, 1964; Reich, 1954; Sandler, 1960; Tyson and Tyson, 1984). Работа с малень­кими детьми убеждает в том, что интерна­лизация родительских ожиданий происходит у них задолго до эдиповой фазы. Хотя вна­чале они направлены против других (A. Freud, 1936), эти ожидания вскоре транс­формируются и приобретают форму ожи­даний от себя и самокритики при наруше­нии идеальных норм. Вместе с тем эдипов комплекс обеспечивает необходимый тол­чок для интеграции ранних стадий для фор­мирования Сверх-Я. Ребенок начинает бояться утратить любовь Сверх-Я больше, чем любовь родителей. Наказание пережи­вается как чувство вины, сопровождающе­еся потерей самоуважения; именно это и является отличительным признаком Сверх-Я(Веrеs, 1958).

По завершении эдиповой фазы функции Сверх-Я постепенно становятся все менее персональными и приобретают все боль­шую автономию от внешних объектов. Хотя Сверх-Я становится относительно устойчи­вой, упорядоченной системой, его дефекты или лакуны обусловлены нестабильностью функционирования или защитами (такими, как отрицание, обращение пассивного в активное и реэкстернализация) против от­дельных частей Сверх-Я. Таким образом, Сверх-Я остается '...отнюдь не единой, ко­герентной, интегрированной, гармоничной структурой... а массой противоречий' (Arlow, 1982).

См. идеализация, интернализация, теория Фэйрбейрна, чувство вины, чувство стыда, Я-идеал.

[42,68,225,303,315,333,432,451,715, 746,847]