Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

СУБЛИМАЦИЯ

СУБЛИМАЦИЯ (SUBLIMATION)
Психический процесс, определяемый Фрейдом двояким оброзом. Впервые обо­снованной теоретически в 1905 году, суб­лимация рассматривалась как отвлечение инстинктивных влечений от своих первона­чальных целей и объектов в сторону соци­ально более значимых. Тем самым предпо­лагалось наличие в структуре психики постоянно действующего вытеснения. Изна­чально Фрейд полагал, что все поведение проистекает из либидинозных влечений и усиливается ими, при этом цель либидинозного влечения нередко противоречит требо­ваниям, предъявляемым индивиду культурой и социумом. Подобные гипотетические по­строения представляют собой попытку обо­сновать существование социально значимых, внешне несексуальных и неконфликтных видов деятельности — художественного творчества, труда, познания и т.п.

В основу первого определения субли­мации положены следующие два момента:

1) аналогия с химическим процессом и

2) поэтическая метафора гордости, величия, возвышенности, противоположных низмен­ному или ничтожному. Таким образом, со­циально ценное поведение отражает 'очи­щенный' и более 'сублимированный' вари­ант изначально 'низменного' влечения. Фрейд изначально рассматривал сублима­цию как превращение инстинктивного вле­чения, позднее — как функцию Я, как осо­бую форму защиты.

В своей первой формулировке это по­нятие вызвало огромную критику (Bernfeld, 1931; Glover, 1931; Jones, 1941; Kubie, 1962). Определение основывалось на ценностном суждении о социальной желательности дан­ного поведения, сомнительном подходе к дефиниции психического процесса. Даже если синтонность Я заменить социально ценными целями (как предлагал Бернфельд), исправленное определение по-прежнему не позволяет провести различие между сублимацией и функцией Я, которая стала 'сексуализированной' и используется как защита характера. Такое определение не учитывает также степень вторичной авто­номии (термин Гартманна), которую приоб­ретает поведение из своего первоначаль­ного, предположительно инстинктивного источника. Наконец, это определение ос­тавляет в стороне сублимацию агрессивных влечений.

Второе определение Фрейда оказа­лось более абстрактным, включающим в себя теоретически подразумеваемую (но клинически не наблюдаемую) десексуолизацию психической энергии. В этой формули­ровке сублимация становится путем фор­мирования черт характера, а еще позже — необходимым концептуальным инструмен­том для осмысления того, что Фрейд считал крайне важными преобразованиями либи­до в процессе развития. В этом смысле сублимация рассматривалась Фрейдом как центральный механизм десексуализоции либидо или как энергетический базис иден­тификации. Таким оброзом, вторая попыт­ка определения сублимации, столь явно от­личающаяся от первой, отражает привер­женность Фрейда идее о принципиальной важности понятия 'психическая энергия' в теоретических представлениях, выраженных в его метапсихологии.

Гартманн также попытался переформу­лировать понятие сублимации в чисто энер­гетических терминах. С его точки зрения, сублимация 'относится к психическим про­цессам, изменяющим способы проявления энергии — от инстинктивного по направле­нию к неинстинктивным' (Hartmann, 1955, с. 223). Таким образом, сублимация прирав­нивается либо к нейтрализации либидинозной или агрессивной энергии, либо к неин­стинктивной, врожденной нейтральной энергии, которой располагает Я. Следует от­метить, однако, что концепция трансформа­ции психической энергии, подвергаемая особо активной критике, в значительной степени утрачивает свою доказательную силу в свете эмпирически подтвержденных данных о взаимодействии таких компонен­тов, как дериваты влечений, идеационное со­держание, защиты, аспекты совести (Сверх-Я) и оценка реальности.

Постулируя врожденную первичную са­мостоятельность психического аппарата, Гартманн имплицитно признает, что нет на­добности предполагать, что все поведение первоначально имело сексуальные или аг­рессивные цели. Следовательно, не обяза­тельно привлекать идею о некой трансфор­мации, такой, кок сублимация, для объясне­ния всех проявлений несексуального и неагрессивного поведения. Так, например, нет надобности предполагать, что использование зрительного восприятия для получения полезной информации должно привести к сублимации вуайеризма или скопофилического инстинктивного влечения.

С клинической точки зрения, соответству­ющие феномены представляют собой фор­мы поведения, которые имели когда-то сек­суальные или агрессивные цели, но затем изменились, в результате чего их цели не являются ни эксплицитно сексуальными, ни эксплицитно агрессивными, но являются со­циально приемлемыми (если не полезными), удовлетворительными на сознательном уровне, а также скорее адаптивными и гиб­кими, нежели компульсивными. Термин суб­лимация вне связи с понятиями энергии и влечений может использоваться для описа­ния подобных изменений в поведении, ос­тавляя открытой возможность иного объяс­нения их механизмов, таких, как научение, созревание и взаимопроникновение мотивационных систем.

См. инстинктивные влечения, интернализация, метапсихология, психическая энергия, Сверх-Я, функциональное изменение, характер, Я.

[80,118,256,257,303,307,388,418,464, 532]