Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ТЕОРИЯ БИОНА

ТЕОРИЯ БИОНА (BION'S THEORY)
Уилфред Р. Бион родился в 1897 году в Маттре (Индия) в семье британского служа­щего, потомка гугенотов. С восьми лет обу­чался в Англии. Обучаться психоанализу начал в 1930 году у Джона Рикмана, затем учился под руководством Мелани Кляйн. С 1962-го по 1965-й год являлся президентом Британского психоаналитического обще­ства. В 1966 году переехал в Лос-Андже­лес, где работал вплоть до смерти в 1981 году. Основные психоаналитические труды Биона посвящены психологии групп и про­блеме психотического мышления.

Бионом описаны два типа поведения, наблюдающиеся в каждой группе. Они обозначены кок модальность рабочей груп­пы и стиль базисных допущений. Рабочая группа определяет свои задачи, разраба­тывает цели и способствует кооперации членов группы. В своей теории Бион преж­де всего исследует вопрос, почему так час­то в группах не вырабатывается рабочий модус поведения. Им выделены также три вида базисных допущений — зависимость, борьба/бегство и спаривание, представля­ющих собой различные стили поведения внутри группы, ориентированного не вов­не — на реальность, а вовнутрь — на фан­тазию. Эти допущения нередко препятству­ют решению групповых задач, но их энергию можно все же использовать для выполнения этих задач. Базисные допущения представ­ляют собой отвергаемую часть индивида; они, следовательно, анонимны, действуют безжалостно и поэтому вызывают страх (Rioch, 1970).

Применив аналитические концепции Мелани Кляйн к группам. Бион сравнивал их ситуацию с регрессией к более раним стадиям психического функционирования, на которых реактивируются психозоподобные тревоги и примитивные защиты от них, а именно проективная идентификация и рас­щепление (Ganzorain, 1980, 1988). Группо­вая регрессия препятствует символизации и вербальной коммуникации в группе. Чем более выражено тенденция к функциониро­ванию группы на уровне базисных допуще­ний, "тем меньше возможностей для исполь­зования вербальной коммуникации из-за преобладания невербального взаимодей­ствия... Группы, по мнению Фрейда, будут приближаться к невротическим паттернам поведения, тогда кок, но мой взгляд, они бу­дут приближаться к паттернам психотичес­кого поведения" (Bion, 1961, с. 181). Одна из промежуточных целей психоаналитической групповой психотерапии, согласно Биону, состоит в необходимости раскрытия психо­тических проявлений, поскольку '...основной целью является проработка примитивных групповых защит (или базисных допущений) от психотических тревог, присущих всем членам группы, реактивированных в регрес­сивных взаимоотношениях переноса в груп­пе. Однако, как достичь этой цели, он не показал' (Ganzaroin, 1988).

Бион также использовал идеи Кляйн для объяснения особенностей психотического мышления, в частности, понятие проективной идентификации и расщепления, которые он рассматривал как характерные защиты 'шизо-паранойяльной позиции'. Неприязнь к реальности, считал он, способна обратить инстинктивную агрессию вовнутрь, расстра­ивая тем самым функции восприятия, в ре­зультате чего объективная, внешняя реаль­ность не может восприниматься адекватным образом. Подобные нарушения влияют также на понимание индивидом эмоцио­нальной, субъективной, интрапсихической реальности. В результате функции оргонов чувств и самосознание, будучи спроециро­ванными и расщепленными на множество отдельных фрагментов, становятся дезорга­низованными. В дальнейшем приступы враждебности нарушают интегративные способности, делая практически невозмож­ным развитие или трансформацию мышле­ния и тем самым ограничивая психотичес­ких индивидов в основном рудиментарными, неинтегрированными и фрагментарными мыслями.

Бион изучал также взаимодействие меж­ду аналитиком и пациентом, показывая, кок аналитик выступает в роли 'принимающе­го', который интуитивно понимает и транс­формирует сообщения пациента, включая вышеупомянутые спроецированные бессознательные тревоги. То, как действует аналитик, детально показано в книге Биона 'Внимание и интерпретация'.

Альфа-функция (Alpha Function)
Процесс восприятия психикой и дальней­шей трансформации 'сырого' материала эмоциональных переживаний (бета-элемен­тов) в чувствах, мышлении, сновидении и т.д. Альфа-функция включает в себя многое из того, что принято называть первичным про­цессом, но также содержит некоторые эле­менты вторичного процесса, в частности, основанные на реальных переживаниях.

Альфа-элемент (Alpha Element)
Психический материал, доступный для дальнейшей психической трансформации, подобно тому, как промежуточные ингреди­енты психического метаболизма оказывают­ся пригодными для психического функциони­рования — в сновидениях, памяти, эмоциях и т.д. Альфа-элементы включают посредством альфа-функции воспринимаемые структура­ми Я проявления сенсорного и эмоциональ­ного опыта (то есть бета-элементы).

Бета-элемент (Beta Element)
Сенсорная часть эмоциональных собы­тий, проявляющаяся либо до осуществления процессов восприятия и трансформации переживаний (посредством альфа-функции), либо в качестве ингредиентов предопыта, которые стремятся пробиться в психику, но не имеют доступа к альфа-функциям и по­этому не могут трансформироваться в пси­хические элементы. Бета-элементы пригод­ны только для неосуществленной проектив­ной идентификации.

Задумчивость (Reverie)
Установка, которую мать, выступая в ка­честве пригодного 'контейнера', принима­ет по отношению к проекциям ребенка, которые, не будучи абсорбированными материнским 'контейнером', становятся причиной 'безотчетного страха'. Состояние задумчивости близко понятию "первичной материнской озабоченности" Винникотта.

Контейнер/содержимое (Container/Contained)
Обозначение основы любых отношений между двумя и более людьми, будь то ребе­нок и мать, мужчина и женщина, индивид и общество. В большинстве моделей ребе­нок проецирует часть своей психики, осо­бенно неконтролируемые эмоции. Эти про­екции абсорбируются матерью, "переводят­ся' на понятный язык, а затем, наполненные смыслом, возвращаются по назначению. В результате полный цикл представляет со­бой трансформацию детской проективной идентификации в осмысленное содержа­ние. Эта концепция близка понятиям под­держивающей среды Винникотта и объек­тов Самости Кохута.

Понятие/предпонятие (Conception/Preconception)
Соотношение между антиципацией пе­реживания (например/ груди) и его реализа­цией, в случае которой понятие возникает в результате трансформации предпонятия. Предпонятия могут быть либо унаследован­ными (врожденными в смысле платоновской 'идеи'), либо приобретенными на основе предыдущего опыта.




Данное понятие встречается в следующей литературе:

Bion, W. R. (1961) Experiences in Groups. London: Tavistock.
Bion, W. R. (1962) A theory of thinking. UP, 40.
Bion, W. R. (1962) Learning from Experience. London: William Heinemann.
Bion, W. R. (1963) Elements of Psychoanalysis. London: William Heinemann.
Bion, W. R. (1965) Transformations. London: William Heinemann.
Bion, W. R. (1970) Attention and Interpretation. London: Tavistock.
Bion, W. R. (1985) All My Sins Remembered, ed. Froncesca Bion. Adingdon: Fleetwood Press.
Ganzarain, R. (1980) Psychotic-like anxieties and primitive defenses. Issues on Ego Psychology, 3(2
Ganzarain, R. (1988) A comparative study of Bion's concepts about groups. In: Object Relations Grou
Grinberg, L, Sor, D. &Tabak de Bianchedi, E. (1975) Introduction to the Work of Bion, trans. A. Hah
Rioch, M. (1970) The work of W. R Bion on groups. Psychiatry, 33.