Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ТЕОРИЯ ФЭЙРБЕЙРНА

ТЕОРИЯ ФЭЙРБЕЙРНА (FAIRBAIRN'S THEORY)
Теоретическая система Рональда Фэйр­бейрна основана на клинических исследо­ваниях сновидений и работе с истеричес­кими и шизоидными больными. В основе патологии последних он обнаружил трав­матические переживания ребенка, которые заставляют его чувствовать себя нелюби­мым. Когда врожденные стремления к вза­имодействию, особенно те, что основаны но инкорпоративных желаниях, не находят от­вета, эти дети начинают чувствовать, что их любовь было плохой или никчемной. Деп­ривация не только усиливает их оральные потребности, но и придает им агрессивное качество, а фрустрация, вызванная отсутстви­ем материнской любви, становится причи­ной восприятия этими пациентами своей любви как требовательной и агрессивной. В результате они отказываются от спонтан­ных отношений с матерью и чересчур по­гружаются во 'внутренний мир', тем самым расщепляя Эго на две части — взаимодей­ствующую с внешними фигурами и связан­ную с внутренними объектами.

Мелани Кляйн, работы которой во мно­гом повлияли на взгляды Фэйрбейрна, в свое время постулировала существование первой критической фазы развития ребен­ка, когда тот начинает защищать интернализированную им мать от деструктивных импульсов, исходящих от влечения к смер­ти. Эту фазу, характеризующуюся тревогой по поводу утраты хорошего объекта, Кляйн назвала депрессивной позицией. Фэйрбейрн считал, что в этой фазе ребенок дол­жен достигнуть уровня структурированной внутренней безопасности, тесно связанной с образом хорошей матери. Усиление тре­воги обусловлено не столько утратой хоро­шего объекта, сколько угрозой потери за­рождающейся Самости, то есть дезинтегра­ции на фрагменты, эквивалентной смерти или сумасшествию. Заимствовав термин Кляйн, Фэйрбейрн предложил называть эту первую критическую фазу шизоидной по­зицией. Тесно связанные между собой, деп­рессивная и шизоидная позиции рассмат­риваются им как источник дефектов разви­тия, угрожающих формированию Эго. Раз­деляя взгляды Кляйн относительно сведения всех компонентов развития к этим двум ранним позициям, Фэйрбейрн, однако, не принял ее концепцию влечения к смерти. Он в большей степени делал акцент на факторах внешней среды, а именно на ка­честве материнской любви и заботы как решающих для раннего развития.

Фэйрбейрн пришел к выводу, что теория либидо должна быть заменена теорией, основанной на сугубо психологических фак­торах отношений с матерью, а затем и с отцом, о не на гипотетических инстинктив­ных энергиях и зональной разрядке напря­жения. То есть Фэйрбейрн утверждал, что основное внимание психоаналитик должен уделять не трансформациям инстинкта, а событиям в рамках отношений зависимос­ти от других, без которых развитие невоз­можно.

Клинические наблюдения позволили Фэйрбейрну разработать собственную концепцию, названную им теорией объек­тных отношений личности. Его модификация психоанализа включает два существенных отступления от Фрейда. Во-первых, Фэйр­бейрн понимал Эго как структуру, существу­ющую с самого рождения, а не как разви­вающуюся из Ид в результате его отноше­ний с реальностью. Эго располагает соб­ственной энергией, не заимствованной из Ид. Это идея соответствовала представле­ниям современной физики, согласно кото­рым энергия не мыслится вне структуры или материи. Рассматривая либидо как функ­цию Эго, а агрессию кок реакцию на фру­страцию или депривацию, Фэйрбейрн об­ходится без понятия независимого Ид.

Второе отступление Фэйрбейрна каса­ется самой энергии, для обозначения кото­рой он оставляет лишь прежнее название 'либидо'. В его концепции Эго направлено не на поиск удовольствия, как у Фрейда, а на поиск объекта. Цель либидо, согласно Фэйрбейрну, состоит не в ослаблении на­пряжения, а в установлении удовлетвори­тельных взаимоотношений. Поэтому, буду­чи нацеленным на удовлетворение базальной человеческой потребности — отноше­ний с другими, — ребенок с самого рожде­ния ориентируется на окружающую реаль­ность. Это положение соответствует совре­менным биологическим концепциям, соглас­но которым организм ребенка представляет собой функциональную целостность, суще­ствующую в специфических условиях внеш­ней среды. Фэйрбейрн оспаривает точку зрения Фрейда об активации ребенка ин­стинктами или другими силами, связанными с эротогенными зонами. Ребенок прежде всего ориентирован но мать, достижению удовлетворительных отношений с которой служат эротогенные зоны. Они, следователь­но, являются не более чем 'техническими средствами' или 'каналами', необходимыми для выражения либидинозных потребностей ребенка в его отношениях с объектами, о не источником либидинозных стимулов или первичными детерминантами либидинозных целей.

Постепенно Фэйрбейрн разработал модель психической структуры. Используя концепцию Кляйн о внутреннем мире вооб­ражаемых отношений, он разработал сис­темный теоретический подход к изучению нормального развития и формирования патологических состояний, представленный в терминах динамических структур Само­сти. Структурная модель Ид — Эго — Супер-Эго заменена им на базисную эндопсихическую структуру, единую, всеобъемлю­щую психическую структуру, для обозначе­ния которой он сохранил термин 'Эго'. Будучи источником энергии, Эго с самого начала ориентировано на внешнюю реаль­ность и установление отношений с первич­ным объектом — грудью матери. Развитие психической структуры происходят посте­пенно — от чистого Эго через процессы интернализации, расщепления и вытеснения материнского объекта.

Неизбежные неудовлетворенность и фрустрация во взаимоотношениях ребенка с матерью, особенно связанные с сепарацией, приводят к интернализации объекта, одновременно и удовлетворяющего, и не удовлетворяющего. Реакция ребенка амби­валентна, возникает тревога, чувство безо­пасности нарушено, появляются защитные действия. Расщепление, которое Фэйрбейрн рассматривал как универсальный психичес­кий феномен, необходимый для того, чтобы справиться с фрустрацией и чрезмерным возбуждением ранних человеческих отно­шений, является нормативным (хотя иногда и патологическим) защитным механизмом, способствующим дифференциации и орга­низации Эго (Самости). Доступные объекти­вации аспекты объекта отщепляются и вы­тесняются, образуя внутренний мир. Одни внутренние объекты репрезентируют людей в целом, другие — такие части, как грудь или пенис. Эти целостные или частичные объек­ты могут вытесняться или проецироваться но внешние объекты. Наиболее выраженные качество предшествующей, недифференци­рованной структуры репрезентации объек­тов, называемой исходным объектом, рас­щепляются на два парциальных 'плохих" объекта — отвергающий объект, то есть фрустрирующий или преследующий, и воз­буждающий объект, то есть привлекающий к себе, соблазнительный (доэдипов материн­ский парциальный объект, грудь, и эдипов объект, пенис, отец, регрессивно восприни­маемый как парциальный объект). Остаю­щееся ядро является десексуализированным, оно включает в себя идеальный объект, то есть изначально интернализированные как комфортные и удовлетворяющие аспекты груди. Исходный объект включает в себя любовь и ненависть ребенка. В дальней­шем он разделяется на принятый объект (прежний термин для обозначения идеаль­ного объекта) и отвергнутый объект, интернализированный плохой объект с двумя компонентами или дополнительными объек­тами— возбуждающим и отвергающим— подвергается вытеснению со стороны цен­трального Эго. В своих ранних работах Фэйрбейрн рассматривал принятый (иде­альный) объект как "ядро Супер-Эго'

Фэйрбейрн считал Эго либидинозно привязанным к объектом; поэтому расщеп­ление объекта предполагает расщепление частей Эго, которые с ним связаны. Внутрен­ний мир ребенка в конце концов достига­ет более или менее стабильного состояния, в котором Эго связано с множеством внут­ренних объектов. Со временем из исходного, или неразделенного, Эго развивается трех­компонентная структура.

1. Центральное Эго — 'остаток нераз­деленного Эго', выполняющее функцию вы­теснения. Фэйрбейрн называл его 'Я"', под­разумевая, что оно объединяет бессозна­тельные, предсознательные и сознательные элементы, хотя он подчеркивал его созна­тельную природу. Ринсли (1982) считает его аналогом фрейдовского реального Я и под­черкивает его сходную с объектом природу.

2. Либидинозное Эго представляет со­бой отщепленную и вытесненную часть исходного Эго, вступающего в либидинозные отношения с возбуждающим объектом. Фэйрбейрн понимал эту часть как аналог классического Оно. Ринсли сравнивает либидинозное Эго с фрейдовским ректифи­цированным Я-удовольствием.

3. Антилибидинозное Эго (первоначаль­ное называвшееся внутренним саботажни­ком] является отщепленной и вытесненной частью исходного Эго, вступающего в либи­динозные отношения с отвергающим объек­том. Отождествленное с агрессивным роди­телем, антилибидинозное Эго представляет собой предшественника более поздней структуры, которая сливается со сдержива­ющими аспектами того, что Фрейд понимал как Я-идеал и Сверх-Я. В отличие от посту­лированных Фрейдом структур, антилибиди­нозное Эго порождает страх, но не чувство вины.

Таким образом, Сверх-Я Фрейда рас­сматривается Фэйрбейрном как 'комплек­сная структура, включающая в себя а) иде­альный объект или Эго-идеал; б) антилибидинозное Эго и в) отвергающий (антилибидинозный) объект' (1963, с. 224). То, что он называл моральной защитой, являлось по­пыткой со стороны Супер-Эго сохранить хорошие объектные отношения с плохими объектами, вынуждая к интернализации от­щепленного (фрустрирующего и возбужда­ющего) объекта.

Раннее расщепление может модифици­роваться или интенсифицироваться роди­тельскими установками. Фэйрбейрн считал эту структуру универсальным паттерном процессов развития и назвал базальной эндопсихической ситуацией, имея в виду не что иное, как шизоидную позицию. Она возникает вследствие агрессивной уста­новки' центрального Эго по отношению к либидинозному и антилибидинозному Эго, которые оно отщепляет от Самости и вы­тесняет. Фэйрбейрн не признает первич­ность эдипова комплекса, который, соглас­но его теории, является производным от более ранних структур.

Фэйрбейрн определяет вытеснение либо кок непосредственное, либо как кос­венное. Первое состоит в 'установке отвержения' со стороны центрального Эго в отношении возбуждающего и отвергающе­го объектов, а затем в отношении присое­диняющихся к ним либидинозного и антилибидинозного Эго. Косвенное вытеснение представляет собой 'бескомпромиссную враждебную установку [антилибидинозного Эго] в отношении либидинозного Эго' и связанного с ним возбуждающего объекта. Дополнительные объекты (отвергающий и возбуждающий) и дополнительные Эго (ли­бидинозное и антилибидинозное) вытесня­ются и поэтому являются бессознательны­ми, однако Фэйрбейрн не поясняет, каким образом вытесненные (то есть отщеплен­ные) психические содержания становятся бессознательными. Более того, вытеснение и расщепление рассматриваются по сути как один и тот же процесс.

Фэйрбейрн заменяет предложенную Абрахамом схему либидинозного развития и его фаз (оральная, анальная, фаллическая) моделью развития объектных отношений, основанной на трансформации зависимо­сти от матери. Он постулирует следующие три стадии.

1-я стадия, стадия инфантильной зависи­мости, знаменуется абсолютной, неизбежной зависимостью от материнской груди как от биологического объекта, с которым вступа­ет в отношения рот ребенка. Однако до­минирующая установка инкорпорации ха­рактеризует эту стадию в большей степе­ни, чем либидинозный катексис рта, выража­ющийся в интернализации груди. Эта ста­дия включает в себя первичную идентифи­кацию, под которой Фэйрбейрн понимал нечто сходное со слиянием с объектом, пока еще не полностью дифференцированным от Самости. Таким образом, инфантильная за­висимость, первичная идентификация и нар­циссизм, согласно Фэйрбейрну, взаимосвя­заны. Эта стадия подразделяется но ран­нюю оральную (доамбивалентную) фазу, связанную непосредственно с материнской грудью (как парциальным объектом), и по­зднюю оральную (амбивалентную) фазу, свя­занную с образом 'матери с грудью', то есть с целостным объектом, воспринимаемым как парциальный.

2-я стадия, стадия псевдонезависимости, представляет собой длительную промежу­точную или переходную стадию, не имею­щую специфического, естественного биоло­гического объекта. Ребенок устанавливает более прочные отношения с внешними объектами, которые постепенно становятся все более дифференцированными, и орга­низует свой внутренний мир с помощью внутренних репрезентантов объектов. Эту стадию характеризуют различение, приня­тие и отвержение. Весь объект восприни­мается как телесные содержания, при этом 'плохие' части объекта отторгаются. Именно поэтому, согласно Фэйрбейрну, данная ста­дия окрашена 'экскреторными' установка­ми, но не из-за либидинозного катексиса ануса или фекалий.

Фэйрбейрн обнаружил, что все его ши­зоидные пациенты но одной и той же ста­дии анализа проявляли паттерны основных психоневрозов в качестве средств защиты против угрозы потери Самости. Поэтому он считал, что психоневроз не следует рас­сматривать в качестве патологических об­разований, имеющих специфический источ­ник в одной из фаз развития либидо. Вме­сто этого он рассматривал их как присущие переходной стадии способы интернализации и экстернализации, возникающие вследствие общих семейных паттернов. Эти способы позволяют ребенку регулировать или 'обходиться' с принятым или отвергну­тым объектом и отказываться от отноше­ний первой, оральной, стадии в пользу от­ношений, основанных на дифференциро­ванных объектах. Если же эти способы со­храняются в последующей жизни, они пре­вращаются в патологические механизмы предотвращения регрессии к шизоидным и депрессивным состояниям и проявляются в фобическом, истерическом, обсессивном и паранойяльном поведении-

3-я стадия, стадия зрелой независимости, отражает достижение полной дифференци­ации Самости и объекта, а также отноше­ний 'брать и давать' с целостными объектами. Естественным биологическим объек­том являются гениталии неинцестуозного партнера (таким образом, эта стадия соот­ветствует классической концепции генитальности). Вместе с тем характерной особен­ностью этой стадии является установка шеринга и кооперации между равноценны­ми индивидами, а биологический аспект является лишь частью целостных взаимоот­ношений.

К заслугам Фэйрбейрна следует отнести также введение в психоаналитическую тео­рию принципа объектных отношений, кото­рый, по мнению некоторых аналитиков, явля­ется более прогрессивным, нежели фрейдов­ская схема, основанная на представлениях прошлого столетия о свободных энергиях как силах, независимых от структуры. Концепции Фэйрбейрна возникли во многом под влия­нием представлений Мелани Кляйн. Однако он разработал самостоятельную систему взглядов, значение которой все более под­черкивалось многими исследователями, в частности Кернбергом, Ринсли и др., зани­мавшимися изучением и терапией психиче­ских расстройств, считавшихся прежде не­подвластными психоанализу. Взгляды Фэйр­бейрна были расширены и дополнены Гон-трипом (1961), сумевшим с помощью клини­ческих наблюдений подтвердить концепцию Фэйрбейрна и сделать ее необычайно ем­кое изложение более понятным.

[ 197,198,381,397,398,494, 724]