Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ (THERAPEUTIC AIM)
Целью психоаналитической терапии является достижение интрапсихических из­менений — устранение стигм, связанных с детскими травмами, и предупреждение их болезненного повторения, изменение несо­ответствующих и дезадаптивных защитных структур, завершение психологического развития и др.

В 90-е годы прошлого столетия, когда Фрейд предложил новый способ лечения, давший впоследствии толчок к развитию психоанализа, терапевтическая цель дости­галась за счет усилий, направленных на восстановление разорванных в результате травматических влияний связей аффекта с его изначальным идеационным компонен­том. Основной формой терапевтической работы являлось отреагирование, способ­ствующее адекватной канализации аффек­та, если подобная разрядка была удачной, аффекты в дальнейшем в виде симптома­тики не проявлялись. Начиная примерно с 1900 года, психоанализ обогатился новым способом извлечения бессознательных феноменов и перевода их в область созна­ния. Основным аргументом в пользу ново­го метода было признание того, что далеко не все бессознательные переживания мо­гут пробиться в сознание по причине незре­лости психического аппарата, неспособно­го в данный момент к подобному действию. Такое состояние психического аппарата рассматривалось в качестве особого пред­расположения к возникновению симптома­тики. Фрейд полагал, что более зрелая пси­хика, приспособленная к переводу бессоз­нательного содержания на язык сознатель­ного, намного реалистичней ориентируется в нюансах ситуации, а потому может дать более благоразумное "заключение'. Выво­ды из этого предположения позволяли ду­мать, что после устранения детских фикса­ций и приостановления регрессии, можно добиться определенных результатов в ра­боте с инстинктивными проявлениями у зрелого индивида.

После 1923 года прежние цели терапии были заменены Фрейдом краткой форму­лировкой 'где было Оно, должно стать Я'. С этого времени основные терапевтические усилия направлялись но упрочение испол­нительных структур психического аппарата при одновременном раскрытии или разре­шении бессознательных проявлений влече­ний детского возраста. С этой основной целью связан второй аспект терапии, бази­рующийся на признании того факта, что чув­ство вины (Сверх-Я) может быть преобразо­вано с помощью толкования, позволяющего заменить образы суровых и непреклонных родителей пациента более благосклонной фигурой аналитика. Дальнейшие терапев­тические усилия преследуют цель укрепле­ния Я путем интерпретаций конфликта и защит, благодаря чему пациент получает возможность лучше распознавать и пони­мать влияния, оказываемые но его собствен­ное Я. Появление новых психопатологичес­ких концепций неизменно приводило к новым определениям терапевтической цели. Так, Мелани Кляйн и ее последователи предлагали способ аналитической интер­претации наиболее ранних патологических структур пациента; представители школы объектных отношений — идентификацию и интерпретацию различных типов примитив­ных патологических ядерных структур Са­мости с последующей их интеграцией в связную, упорядоченную личностную орга­низацию. Модель биполярной Самости предполагает воздействие оптимально ста­бильной и эмпатической фигуры аналитика, предоставляющего возможности для 'пре­образующей интернализации'.

Первоначально считалось, что терапев­тическая цель анализа достигается путем эксплицитной интерпретации, помогающей пациенту достичь инсайта. Такое представ­ление превалирует и ныне, однако анали­тики считают, что изменения можно достичь благодаря чему-то, что присуще самому аналитическому переживанию.

См. защита, отреагирование, психология Самости, структурные изменения, теория Кляйн, теория Фэйрбейрна, топографичес­кий подход, Я.




Данное понятие встречается в следующей литературе:

Freud, S. (1893-95) Studies on hysteria. SE, 2.
Freud, S. (1915-17) Introductory lectures on psychoanalysis. SE, 15& 16.
Freud, S. (1933) New introductory lectures on psycho-analysis. SE, 22.
Greenberg,J. R. & Mitchell, S. A. (1983) Object Relations in Psychoanalytic Theory. Cambridge: Harva
Hartmann, H. (1951) Technical implications of ego psychology PQ, 20.
Kohut, H. (1977) The Restoration of the Self. New York Int. Univ. Press.
Segal, H. (1973) Introduction to the work of Melanie Klein. London: W. Heinemann.
Strachey, J. (1934) The nature of the therapeutic action of psychoanolysis. UP, 15.