Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ТРАВМА

ТРАВМА (TRAUMA)
Дезинтеграция или срыв, возникающий в том случае, когда психический аппарат вне­запно подвергается воздействию внешних или внутренних стимулов, которые слишком сильны, чтобы справиться с ними или асси­милировать обычным способом. При пси­хической травме разрушается стимульныи барьер или так называемый предохранительный 'щит', а Я утрачивает свои посред­нические функции и становится беззащит­ным. Возникает состояние беспомощности, варьирующее от общей апатии и ухода в себя до эмоциональной 'бури', сопровож­дающейся дезорганизацией поведения,гра­ничащей с паникой. Нередко отмечаются признаки автономной дисфункции. Выра­женность и длительность травматического состояния у разных пациентов может раз­личаться. Его последствия могут нивелиро­ваться или выражаться в виде затяжного травматического невроза.

Понятие травмы является неотъемлемой частью ранней теории неврозов Фрейда. Хотя Фрейд первым высказал предположе­ние о том, что в основе психической трав­мы лежит аффективный способ реагирова­ния (испуг, тревога, чувство стыда, физичес­кая боль и др.), лишь исследования после­дних десятилетий позволили выявить основ­ные факторы, предрасполагающие к разви­тию травматических состояний и определя­ющие их исходы. При травматическом не­врозе сила стимула по отношению к готов­ности стимульного барьера имеет перво­степенное значение. Тем не менее в дан­ном случае, как и при нарушениях, возника­ющих но основе внутренних конфликтов, резервы противодействия травматическим влияниям определяются конституциональными факторами и особенностями приобре­тенного опыта. В процессе развития пси­хические травмы неизбежны. Некоторые из них могут быть настолько значимыми, что их влияние сказывается но общих свойствах чувствительности индивида ко всем после­дующим травматическим воздействиям. При этом конституциональные факторы наряду с фиксацией и регрессией в разви­тии Я и Сверх-Я, основой которых являют­ся проблемы в ранних отношениях с мате­рью, обусловливают уязвимость Я. Подоб­ное неблагоприятное влияние оказывают и аккумулирующиеся 'легкие' травмы детско­го возраста, могущие существенно изменить структуру развития и адаптивных способно­стей индивида. Корреляция травматических воздействий с проявлениями либидинозной фазы, на которую приходится травма [фа­зовая специфичность), определяет степень риска возникновения болезненного состо­яния и типологию его проявлений. Успех излечения психической травмы зависит от многих факторов, таких, кок внутренняя и внешняя ситуации, возраст, в котором была получена травма, реакция индивида на со­бытие, а не столько само событие, архаичес­кие патологические попытки справиться с ним, самооценка и поддержка со стороны объектов. В некоторых случаях симптома­тика острой травмы может сопровождаться усилением Я, улучшением адаптации и ус­корением психического развития.

См. психический аппарат, стимульный барьер, травматический невроз, Я. [230,326,336,337,525,528, 855]