Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ТРЕВОГА

ТРЕВОГА (ANXIETY)
Аффект или эмоциональное состояние, характеризующееся неприятным чувством ожидания или ощущением надвигающейся угрозы. Интенсивность или длительность этого состояния в значительной степени варьирует. Тревога имеет как физиологи­ческие, так и психологические корреляты. Общими для всех тревожных состояний являются учащенное сердцебиение и дыха­ние, тремор, потливость, диарея и мышечное напряжение. Психологически тревога вос­принимается как всеохватывающее пережи­вание бессилия перед лицом нависающей угрозы, диффузной и неизвестной. Чувство тревоги может сопровождаться или 'подме­няться* телесными ощущениями. Тревога, отражая бессознательную опасность, отли­чается от страха, являющегося ответной реакцией на осознаваемую и реальную внешнюю опасность.

Поскольку невротические симптомы рассматриваются как 'избегание' неприят­ных переживаний, связанных с тревогой, это понятие имеет центральное значение для всего психоанализа. Симптомы не вызыва­ют тревоги; если тревога сосуществует с невротическими симптомами, это обычно означает, что симптомы не способны связать всю тревогу.

Первоначально Фрейд относил трево­гу к нарушениям сексуального функциони­рования. В своей первой теории тревоги он полагал, что неадекватная разрядка ли­бидо трансформируется в тревогу. Это по­ложение, однако, оказалось во многом спорным и ограниченным: если тревога и вытеснение неразрывно связаны, причем таким образом, что вытеснение вызывает тревогу, то всякое ослабление вытеснения должно сопровождаться уменьшением тре­воги. Такой аффект, тем не менее, наблю­дается далеко не во всех случаях. Кроме того, сходство внешних проявлений трево­ги и страха — не аккумулирующих сексу­альное напряжение — ставило концепцию в тупик.

Во второй теории тревоги Фрейд (1926) рассматривал тревогу с позиции Я, опреде­ляя ее как специфический ответ на инди­видуально значимую угрозу. При реалистич­ной тревоге (то есть страхе) угроза вытекает из распознаваемой внешней опасности, в то время как при невротической тревоге опасность исходит изнутри. Фрейд разли­чал также два вида провоцирующих тревогу ситуаций. Для первого вида типичной явля­ется ситуация рождения, когда тревога есть результат массивного нарастания внешних стимулов, с которыми организм еще не в состоянии справиться. Такая автоматичес­кая тревога наблюдается в детском возра­сте при слабом и незрелом Я. Ситуации второго типа являются более типичными и относятся к периоду, наступающему после созревания защитной организации психи­ки. В таких ситуациях тревога не является результатом опасности, а нарастает при ее предвосхищении или ожидании. Оно полу­чила название сигнальной тревоги. В от­вет на сигнальную реакцию приводятся в действие защитные операции Я. В ситуа­ции объективной угрозы сигнал тревоги представляет собой адоптивный ответ, тог-до как в случае психического конфликта тревога может быть отражением не доступ­ных осознанию (и/или действию) возникаю­щих импульсов или болезненных чувств. В наиболее рафинированной и функциональ­но эффективной форме сигнал тревоги ог­раничивается 'похожим на мысль' осозна­нием, позволяющим совладать с опасной ситуацией. Если же интенсивность тревож­ных переживаний чересчур велика, то тог-до тревога выходит из-под контроля, что приводит к временной функциональной дезорганизации индивида. Такое состояние описывается под названием панического или травматического. Паника рассматри­вается кок отражение ранних стадий раз­вития с выраженным чувством беспомощно­сти; реакция является глобальной.

Фрейд описал типичные ситуации угро­зы, имеющие место в развитии ребенка. Первая из них — утрата объекта любви, опекуна (обычно матери), от которого ребе­нок наиболее зависим. Позже, когда начи­нает восприниматься ценность объекта и появляется константность объекта, все бо­лее отчетливой становится угроза утраты объекта любви. Еще позже но первое ме­сто выходит страх телесного повреждения (кастрации). Наконец, для латентного пери­ода характерен страх быть лишенным люб­ви, покинутым и наказанным (интернализированными репрезентантами родителей, то есть Сверх-Я). Фрейд отмечал, что, хотя эти 'опасности' специфичны для разных фаз, они могут существовать и в Я взрослого. Нали­чие ранних форм тревоги на более поздних стадиях развития является отражением не­вротической фиксации; невротическая лич­ность бессознательно боится одной из этих ранних опасностей, переживая тревогу в виде реакций или симптомов, служащих от­ражению или связыванию этой тревоги.

Во второй теории тревоги Фрейда ак­цент смещен с физиологических аспектов проблемы к психологическим. Описав тре­вогу как связанную с предвосхищением и ожиданием опасности, он создал концеп­цию, имеющую более широкое приложение и обладающую большей 'силой' интерпре­тации наблюдаемых фактов. Новая теория ознаменовала также изменения в суждени­ях Фрейда относительно Я, которое он на­чал рассматривать как совокупность пси­хических функций, активную, богатую ресур­сами и имеющую большое значение в структуре психики.

См. аффект, конфликт, функции Я.


Данное понятие встречается в следующей литературе:

Brenner, C. (1979) The Mind in Conflict. New York: Int. Univ. Press.
Freud, S. (1926) Inhibitions, symptoms and anxiety. SE, 20.
Freud, S. (1933) New introductory lectures on psycho-analysis. SE, 22.
Meissner, W. W., Mack, J. E. & Semrad, E. V. (1975) Classical Psychoanalysis. In: Comprehensive Tex
Rangell, L. Affects. PMC. Forthcoming.