Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Алфавитный указатель (русский):

Алфавитный указатель (латинский):

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ

ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ (PENIS ENVY)
Психическая установка, отражающая неудовлетворенность собственными генита­лиями и исполненное раздражения, агрес­сивное и страстное желание иметь пенис. Имеет место также бессознательное жела­ние кастрировать мужчину и завладеть его пенисом. В основе зависти к пенису лежит чувство неполноценности, недостаточности, проистекающая из многих источников нар­циссическая чувствительность, а также стремление обладать более совершенным генитальным аппаратом и мужским потен­циалом.

По мнению Фрейда, женственность за­рождается на основе страха кастрации и эдипова конфликта. Зависть к пенису счи­талась ее первичным организатором и поэтому ей отводилась фундаментальная роль в формировании женской сексуальности. Фрейд считал, что зависть к пенису представляет собой желание воображае­мого замещения пениса, отсутствующего у девочки по причине неправильного ее по­ведения (мастурбации) либо отвержения или злого умысла со стороны матери. Речь так­же идет о желании иметь отцовский пенис или родить от отца ребенка. Хорни прида­вала значение стремлению к большему уретральному, скопофилическому и онани-стическому удовлетворению, возможность которого предоставляет пенис.

Однако современные психоаналитичес­кие разработки убедительно показывают, что нормальная женственность имеет соб­ственную линию развития и не является дериватом первичного стремления к муже­ственности и зависти к пенису. Половая идентичность устанавливается в течение первого года жизни. Определение пола после рождения, ранние переживания удов­летворения, положительная идентификация с матерью, опекающая роль матери до и после фаллической фазы, познание, обуче­ние, язык — все это важные факторы фор­мирования удовлетворительной половой идентичности.

Ребенок обнаруживает половые разли­чия в возрасте от 18 до 24 месяцев. В этот период зависть девочек к пенису часто яв­ляется очень острой и явно выраженной, но она специфична для фаз развития и, как правило, преходяща. Зависть девочки сме­щается с отправной точки, и в результате другие части ее тело, она сома в целом или такие атрибуты, как интеллект или уровень достижений, обретают значение 'иллюзор­ного фаллоса', опровергая тем самым от­сутствие у нее пениса. Наблюдения пока­зывают, что, хотя открытая зависть к пенису исчезает, аффекты и фантазии, активирован­ные осознанием половых различий, часто оказывают важное организующее воздей­ствие на дальнейшее развитие.

Устойчивая или интенсивная зависть к пенису свидетельствует о существовании других, накладывающихся на раннюю фазу осознания гениталий, проблем, которые могут мешать развитию зрелой женствен­ности. Выраженность комплекса кастрации может быть детерминирована предшество­вавшими проблемами ребенка, связанными с угрозой потери объекта или угрозой теле­сной интеграции. Утрата родителя, неадек­ватное отношение матери (особенно деп­рессия матери и отвержение с ее сторо­ны), заболевания, порождающие острые нарушения чувства тела, врожденные дефек­ты, хирургическое вмешательство и т.д. мо­гут быть ступенью к серьезным искажени­ям репрезентации себя и объектов, усиления комплекса кастрации и зависти к пенису.

Бессознательные дериваты, иногда бук­вально интерпретируемые как желание иметь мужской половой орган, имеют мно­жественно детерминированное значение соответственно различным уровням разви­тия. Согласно современным представлени­ям, зависть к пенису является скорее спе­цифическим психическим продуктом, комп­ромиссным образованием, которое во мно­гом выражает критическое отношение. Центральный конфликт может включать идентичность, нарциссическую чувствитель­ность, проблемы, связанные с агрессией, что порождает чувства ущербности, неадекват­ности, несостоятельности. Зависть к пенису, таким образом, является редукционистской метафорой общей зависти, конкретной и понятной, но вместе с тем упрощением ос­новных проблем (Grossman & Stewart, 1976).

Осознание генитальных различий очень важно для формирования самооценки ре­бенка по мере его дифференциации от матери. Взаимно удовлетворяющие взаимо­отношения матери и ребенка дают после­днему чувство состоятельности, которое распространяется и на его гениталии. Если, однако, эти отношения не приносят удо­вольствия, девочка может не ценить себя или свои гениталии и возжелать пенис — замещающий объект, расцениваемый кок приносящий большее удовлетворение. Позже зависть к пенису может отражать регрессивную попытку разрешения эдипо­ва комплекса. Девочка может обесценить свои гениталии, идентифицируясь с матерью, низко оценивающей собственную жен­ственность. Таким образом, на зависть к пенису влияет нарциссическая позиция ре­бенка и его отношения с обоими родите­лями. Она может также защищать против зависимости от мужчины, когда бессозна­тельно желаемая близость влечет за собой боязнь поглощения и утраты чувство себя.

Социокультурная переоценка мужчины ча­сто служит маскировкой этих бессознатель­ных детерминант.

Устойчивая и интенсивная зависть к пенису — патологическая динамика — час­то приводит к острому соперничеству с мужчинами, идентификации с ними, сексуаль­ной дисфункции и разнообразным невро­тическим образованиям. Она маскирует другие конфликты и характерологические проблемы, хотя они могут переплетаться и смешиваться с социокультурными детерми­нантами.

Фаллическое благоговение или благо­говение перед пенисом — менее распрос­траненный вариант зависти к пенису. Оно характеризуется не столько агрессивной жадностью, сколько восхищением, возбужде­нием и страхом. Оно может быть связано с травматическим детским переживанием увиденного однажды эрегированного пени­са взрослых.

Зависть к груди рассматривается в каче­стве мужского эквивалента зависти к пенису, но зависть к большему пенису другого муж­чины может присутствовать у мальчиков и взрослых мужчин. В таких случаях принято говорить о комплексе маленького пениса.

См. благоговение, женская психология, зависть к груди, кастрация, компромиссное образование, мужественность/женствен­ность, половая идентичность, эдипов ком­плекс.
[109,311,316,340,395,436,437,482,623, 820]