Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

АРТГЕРАПИЯ

Использование искусства как терапевтического фактора. Значение метода возрастает в связи с повышением роли искусства в жизни современного человека: более высокий уровень образования, культуры обусловливает интерес к искусству.
Вопрос о том, относится ли А. к трудотерапии или психотерапии, различные авторы решают по-разному, поскольку в арт-терапевтических занятиях сочетаются лечебные воздействия разного рода. С одной стороны, речь в этом случае обычно идет об использовании прикладных видов художественного творчества и в А. отчетливо выступает трудотерапевтический радикал (подготовка материала, обработка его и пр. — кропотливый труд, сам по себе не представляющий для пациента большого интереса). С другой стороны, в А., как в творческой деятельности пациента, учитывающей его самооценку, уровень притязаний и другие личностные особенности, прослеживается также психотерапевтический радикал, который может иметь в конкретных случаях преимущественно седативную, активирующую, катарсическую и иную направленность.
При использовании А. больным предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера (резьба по дереву, чеканка, лепка, выжигание, рисование, изготовление мозаики, витражей, всевозможных поделок из меха, тканей и др.).
Арттерапевтические занятия проводятся двумя способами. В первом случае больным предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом нередко удается увидеть удивительные, необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета — все это непо-средственно связано с особенностями мироощущения больного, с его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые элементы болезни. Помимо лечебного эффекта, А. позволяет получить в этом случае также дополнительный диагностиче-ский материал. Второй вариант — неструктурированные занятия. Пациенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и пр. Основная задача арттерапевта на первых этапах — преодолеть смущение пациента, его нерешительность или страх перед непривычными занятиями. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно, чему способствует общение пациентов во время А.
функции арттерапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации. Ему необходимо владеть всеми видами перечисленных работ, поскольку при проведении занятий приходится не только рассказывать, но и непременно показывать и обучать. Наиболее важным компонентом его деятельности является налаживание контакта с больным. Врач должен учитывать психическое состояние пациента, его личностные особенности, подготовленность, интеллект и многие другие факторы. В ходе занятий открывается возможность вести наблюдения за формированием отношений меж-ду членами группы, проявлением творческих навыков, поэтому арттерапевту важно иметь постоянный контакт с лечащим врачом. Часто арттерапевт участвует в совместной работе больных, включается в общую беседу о проблемах пациентов, и, поскольку его воспринимают как члена группы, его присутствие не мешает свободному общению и созданию дружеской, неавторитарной обстановки. Арттерапевт участвует в развитии эстетических навыков у пациентов.
Роль кабинета А. разнообразна и значительно видоизменяется в ходе лечения пациента. На первых порах занятия в кабинете преследуют коммуникативные и адаптирующие цели, помогая больному быстрее и лучше приспособиться к лечебной среде. Активная деятельность, творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности. Дополнительные воз-можности самовыражения и новые навыки (не требующие непосредственной реализации конкретных обстоятельств перед собой и другими) способствуют ликвидации негативного отношения к арттерапевтическим занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки большую роль играет постоянный интерес и положительная оценка со стороны арттерапевта, других пациентов, а также выставки, устраиваемые в кабинете А., где больной может увидеть плоды не толь-ко своего творчества, но и других пациентов. Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе А., снижают агрессивность, повышают самооценку (“я не хуже других”). Эмоциональная личная заинтересованность активирует больного. Со временем открывается путь для более эффективного терапевтического воздействия.
06 эффективности А. можно судить на основании положительных отзывов больных, активизации посещения кабинета и участия в занятиях, усилении интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные катамнестические данные показывают, что больные нередко открывают в себе творческие возможности и после выписки продолжают уже самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе А.
В восстановительной терапии больных неврозами и психически больных А. приобретает все большее значение (Хайкин Р. Б., 1977; Сабинина-КоробочкинаТ.Т. и др., 1982).
В современной зарубежной психотерапии существует несколько направлений “терапии искусством”.
1. Использование для лечения уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации пациентом. В этом случае к А. относят и проективный рисунок, проективную лепку и т. д. Игнорирование в большинстве случаев эстетических, творческих элементов в арттерапевтической продукции пациентов не позволяет отнести этот метод к А. в собственном смысле этого понятия.
2. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом созидательный, творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор.
3. Одновременное использование А. в первом и втором планах.
4. Основная роль в А. отводится самому психотерапевту, его взаимоотношениям с пациентом в процессе обучения его творчеству.
Многими авторами подчеркивается роль А. в повышении адаптационных способностей пациента в повседневной жизни. О лечебно-адаптационной роли А., даже при резистентных формах психопатий и ряде других психических заболеваний, свидетельствует опыт М. Е. Бурно (1989), который подчеркивает, что терапия творчеством может являться важным компо-нентом индивидуальной и групповой психотерапии.