Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

АССЕРТИВНЫЙ ТРЕНИНГ

Это тренинг уверенности в себе, тренинг уверенного поведения. Непосредственной целью А. т. является тренинг уверенного поведения, способствующего формированию уверенности в себе (ассертивно-сти). Под уверенностью в себе понимается способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. д. в отношении своего окружения. Понятие “уверенность” пред-полагает наличие а) субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь и действительно иметь собственные притязания), 6) социальной готовности и способности ее адекватно реализовать (владеть собственными притязаниями и добиваться их осуществления), в) свободы от социального страха и торможения (способность регистрировать и обнаруживать собственные притязания). Уверенное поведение не означает подавления агрессивных чувств, оно способствует редукции агрессивного поведения и исчезновению поводов для агрессии. Основные цели А. т. реализуются через определенные социальные ситуации, которые тренируются в ролевой игре или в реальных условиях. Они охватывают 4 основные категории самоосознаваемого поведения: 1) выдвигать требования, 2) говорить “нет” и критиковать, 3) устанавливать контакт, 4) открыто обращать внимание на себя, собственные цели и интересы и позволять себе ошибки. К методам А. т. относятся: поведенческие упражнения и ролевая игра, тренинг in vivo (домашние задания), оперантное кондиционирование, видеообратная связь, сукцессивная аппроксимация, инструкции и самоинструкции, научение (лист обучения), научение по моделям и др.
Первой задачей в обучении пациента вести себя более уверенно является определение уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Для уверенного поведения свойственно откровенное высказывание о предпочтительном поведении или об изменении поведения другого лица, с которым осуществляется непосредственное общение, но без враждебности и самозащиты. Для неуверенного поведения типично непрямое общение, сдержанность, тревога и, возможно, отсутствие попытки принять то, что хочет другой. Агрессивное поведение характеризуется общением, в котором проявляется не предпочтение, а требовательность или враждебность, оно содержит намерение наказать другого. Второй целью при трени-ровке уверенности в себе может быть коррекция нерационального (неразумного, нелогичного) поведения: представлений, которые ведут к неуверенному, враждебному или агрессивному ответу; мыслей, в которых пациент наказывает себя за неуместные уверенные ответы, за утверждения, которые не приводят к успеху тотчас же, или за отсутствие ответов. Этап “открытых глаз” означает для пациента принятие им права быть уверенным. Каковы мои права как человека? Каковы мои права в специфических социальных ролях — супруга или родителя? — такие вопросы часто провоцируют распределение домашней работы. Следующие убеждения : помогут пациенту начать изменяться: “У меня есть право иметь чувства и выражать [ их, включая недовольство и критику”, “Я имею право устанавливать собственные [ приоритеты”, “Я имею право сказать "нет" без чувства вины”. А. т. влечет за собой - оценку сильных и слабых сторон пациента при уверенном общении и разработку тренировочных приемов для восполнения пробелов в его навыках.
В руководстве по уверенному поведению (Вольфе — Wolfe J. L., 1975; Уэлен и др. — Walen S. et а1, 1992) приводятся следующие рекомендации:
— Когда вы отказываете, говорите решительное “нет”, объясните, почему вы отказываете, но избегайте чрезмерно из-винительного тона.
— Давайте по возможности быстрый и короткий ответ.
— Просите объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное.
— Смотрите прямо на человека, с которым вы говорите. Выбирите “язык тела” (исключите те позы, которые могут выражать непрямоту или недостаток уверенности в себе, например движения рта, перемещение ног); следите за изменением вашего голоса, говорите не слишком громко, не слишком тихо.
— Когда вы выражаете досаду или критику, помните о необходимости комментировать только поведение, избегайте на-падать на личность.
— Когда комментируете поведение другого человека, старайтесь использовать Я-утверждения. Например, вместо того чтобы сказать: “Ты животное, ты свел меня с ума”, постарайтесь сказать: “Когда вы пренебрегли социальными нормами, это было чрезвычайно неприятно, и я чувствую теперь досаду”. Когда это удобно, предложите альтернативное поведение: “Я полагаю, нам будет лучше присесть, попытаться вместе подумать и решить, как избавиться от этого неудобства”.
— Сохраняйте заготовки ваших уверенных ответов, помните о них и используйте в беседах с друзьями. Наблюдайте за характером ролей. Помните, что вы не можете отучиться от плохих привычек или приобрести новые навыки за одну ночь.
— Вознаграждайте себя каким-либо образом каждый раз, когда вы смогли уверенно ответить, независимо от того, дос-тигли вы или нет желаемых результатов со стороны другого человека.
— Не ругайте себя за неуверенное или агрессивное поведение; лучше постарайтесь понять, где вы сбились с пути и как лучше управлять подобной ситуацией в следующий раз.
Хорошей моделью для конструирования уверенного взаимодействия, которая взята из литературы по самопомощи, является ОЭОП — четырехступенчатый блок по взаимодействию: 1) описание: пациент коротко и объективно описывает неприятную ситуацию без редактирования, персонификации или разработки в деталях; 2) эмоции: это легко начать, используя Я-язык; 3) определение того, что ты хочешь: пациент просит (не требует) и делает это ясно, конкретно и с учетом специфики; 4) последствия: сообщающий говорит слушающему о тех последствиях, которые могут иметь место в случае принятия просьбы.
Приведем пример, поясняющий эту модель.
Отец (не склонный к опеке) говорит своей бывшей жене:
О — Когда ты планируешь мероприятия с нашим сыном во время моих с ним встреч без обсуждения этого со мной...
Э — ...я чувствую досаду и разочарование. Я скучаю по сыну, когда не имею возможности видеть его.
О — Я мог бы изменить свое расписание, если бы ты позвонила мне заранее, за несколько дней, и увиделся бы с ним в другой день.
П — Таким образом, мы могли бы сделать то, что хотели.
В литературе наряду с термином “ассертивный тренинг” используются также термины “тренинг уверенности в себе”, “тренинг повышения чувства уверенности в себе”, “тренинг уверенного поведения”, “mpeнuнг самоутверждения”, “тренинг умения настоять на своем” и др.